Полномочия и рычаги влияния

Примерно две недели назад начались перестановки в эшелонах исполнительной власти Свердловской области.

Вообще говоря, слухи о возможных отставках гуляют в аппарате областной администрации с удручающей частотой — примерно раз в квартал. На этот раз все произошло в лучших традициях первого президента России — с молниеносной быстротой. Сами чиновники узнавали о своих перемещениях за несколько часов до подписания указов губернатором.

Определенный интерес вызвали перестановки в идеологических и информационно-аналитических структурах. Однако сами по себе они вряд ли стоят особого внимания. Интерес к ним может испытывать лишь узкая прослойка журналистов и политологов. Ресурсы, на которые может влиять информационный блок, не так уж и велики. В условиях же отсутствия выборов они вообще стремятся к нулю. Поэтому рассматривать подобные перестановки как самостоятельный факт и неинтересно, и непродуктивно. Это, скорее, симптом смены политического курса.

Правительство вне политики

Официальная точка зрения сводится к тому, что теперь в Свердловской области политикой будет заниматься только администрация губернатора, а правительство сосредоточится на хозяйственных и социально-экономических вопросах. Статус администрации изменился: новый руководитель А.Г.Тарасов не является членом правительства, а его заместитель — Ю.Г.Пинаев таковым остается. С точки зрения статуса администрация как бы становится равной областному правительству. То есть в публичной политике на уровне области остается только один губернатор — Россель.

В то же время, заявленное устранение областного правительства из политики трудно расценить иначе как декларацию. «VIP-консультант» уже писал о смещении вектора региональной политики. Собственно политика на региональном уровне перестает существовать в том понимании, в каком она присутствовала при Ельцине. На первый план выходят вопросы взаимодействия с группами влияния, как транснациональными и московскими, так и местными. А это в большей степени хозяйственный вопрос, нежели политический.

В этой связи смещение Н.И.Данилова с поста первого вице-премьера не случайно. Напомним, он курировал вопросы энергетики и промышленности. В последние несколько лет он активно выступал против планов реформирования региональной энергосистемы, что не способствовало улучшению взаимодействия с энергетическими компаниями. Кроме того, он занял четкую и недвусмысленную позицию по ряду вопросов, связанных с конфликтом собственников и директоров на предприятиях области. Свою поддержку менеджерам он выражал публично. Такая линия поведения также не способствовала взаимопониманию областной власти и собственников предприятий.

С уверенностью можно сказать одно — перемещение Н.И.Данилова с поста первого вице-премьера на пост заведующего секретариатом губернатора произошло после того, как он последовательно заявил свою позицию по отношению к разным финансово-промышленным группам, работающим в области. Можно предположить, что как член правительства он не способствовал налаживанию взаимодействия с этими группами влияния.

Ряд средств массовой информации делал прогнозы касательно того, что пост Н.И.Данилова — первого заместителя Воробьева — займет министр металлургии В.А.Молчанов. Скорее всего, даже если это и случится, то будет носить не формальный (статусный), а функциональный характер. Министерство металлургии при его небольшом штате (25-27 человек) отвечает за взаимодействие с сектором экономики, важность которого трудно переоценить. Металлургические корпорации (СУАЛ-холдинг, Уральская горно-металлургическая компания, Евразхолдинг, который владеет Нижнетагильским металлургическим комбинатом) дают почти две трети поступлений консолидированного бюджета области. Их реальное воздействие на политические процессы также весьма велико, по крайней мере, возможности для финансирования политических структур есть. Об определяющем влиянии крупных корпораций на муниципалитеты в «VIP-консультанте» также уже отмечалось.

Пока первым и единственным вице-премьером остается Г.А. Ковалева. Слухи о ее отставке появляются часто, но пока не оправдались. Принятие более или менее важных экономических решений проходит все же через нее.

Усиливаются позиции еще одного вице-премьера — министра по управлению государственным имуществом В.М.Голубицкого. Симптоматично, что именно он ведет переговоры о создании Уральской нефтяной компании — об одном из наиболее крупных проектов на территории области, который планируется осуществить в ближайшее время. Именно на Голубицком лежит взаимодействие по всем вопросам, связанным с собственностью: федеральной и областной. С учетом того, что порядка 90% предприятий стоят на неприватизированной земле, роль МУГИСО представляется весьма значительной и в перспективе.

Малопонятным остается статус министерства промышленности, которое после выделения министерства металлургии фактически превратилось в министерство местной промышленности. Вполне вероятно, что С.Ф.Барков по истечении срока контракта уйдет в отставку (скорее всего, осенью, после выставки в Нижнем Тагиле).

Активно пророчат отставку вице-премьеру ответственному за потребительский рынок и продовольствие — С.М.Чемезову. Объективное состояние потребительского рынка области таково, что вызывает обоснованные нарекания в адрес соответствующих правительственных структур: снижается доля областных производителей на рынке алкоголя, с трудом держится рынок табака. Относительно благополучно обстоят дела в птицепроме, но и там ситуация может осложниться (снижается рентабельность).

В то же время на данный момент нет фактов, свидетельствующих о том, что те или иные финансово-промышленные группы (в основном местные), работающие на потребительском рынке, серьезно расходятся в своем представлении о ситуации с Чемезовым. Что касается государственных предприятий (практически весь птицепром и ряд крупных сельхозпредприятий), то соответствующие структуры правительства держат ситуацию под контролем.

Преемник

Что же может означать декларация о правительстве вне политики? Как уже отмечалось, на областном уровне остается один публичный политик — губернатор Э.Э.Россель. Что в таком случае произойдет с тем, кого до сих пор считали преемником на следующих губернаторских выборах, — с премьером А.П.Воробьевым? Есть ряд вариантов. Первый: Воробьев остается преемником, но уже без собственных политических структур, то есть абсолютно управляемым. Это представляется маловероятным, поскольку лояльность премьера к губернатору и так очевидна.

Второй: А.П.Воробьев — не преемник Э.Э.Росселя. Возможно, последний надеется быть избранным на третий срок. Однако это крайне проблематично, поскольку в Уставе области есть четкое ограничение на занятие должности губернатора — не более 2 сроков подряд. Внести изменения в Устав в ситуации, когда деятельность Областной думы парализована, маловероятно. Возможно, А.В.Гайда, вернувшийся в администрацию губернатора, призван изменить существующее положение вещей. Не случайно в своем первом интервью он говорил о стабилизации.

А.В.Гайда был в стороне от политики областных властей в последние три года. Соответственно, он не был задействован в конфликте с мэрией Екатеринбурга и полпредством. О возможности налаживания взаимодействия с этими структурами он также уже говорил. Скорее всего, именно в этом смысле понимается политическая функция администрации губернатора. Политика не сводится к участию в выборах, это еще и отслеживание федеральной повестки, и работа с территориями.

Что касается взаимодействия с группами влияния, то в администрации губернатора пока не видно ни фигур, ни рычагов для такого взаимодействия. Как уже отмечалось, это прежде всего хозяйственные вопросы, которые остаются за правительством области.

В современном контексте идея создания какой-либо региональной идеологии или проведения самостоятельной политики может выглядеть странно. Вряд ли федеральный центр отреагирует на это положительно. Кроме того, представляется весьма сомнительным любой прогноз на выборы 2003 г. Начавшиеся перестановки в областной власти вряд ли завершатся после майских праздников или даже осенью. Сама ситуация по резкости и размаху принятия решений напоминает кадровую политику Б.Н.Ельцина на втором сроке. Скорее всего, мы еще увидим не одного потенциального преемника Э.Э.Росселя. В то же время, любое телодвижение будущего кандидата в губернаторы в ближайшие год-полтора будет фальстартом, и строить прогнозы на эту тему — занятие неблагодарное и непродуктивное.


Другие материалы по теме: