Российские сотовые операторы МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» начали вносить информацию о должниках в единый черный список
7 июля 2005 (10:59)
Российские сотовые операторы МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» начали вносить информацию о должниках в единый черный список. Об этом сообщает «Независимая газета».
Попадание в такой список грозит проблемами в будущем. Любой подключенный к системе банк, начиная с сентября 2005 г., заглянув в черный список, скорее всего откажет в предоставлении кредита. Около $20–22 млн. в год, по оценкам операторов «большой тройки», недоплачивают клиенты операторам в России. Те из вновь подключившихся, которые окажутся злостными неплательщиками, будут автоматически, посредством билинговой системы, пополнять базу данных. Ежемесячно число таких недобросовестных клиентов может составлять от 2–6 тыс. человек по всей России. Такие клиенты будут браться под финансовый контроль: например, при доступе к роумингу должны будут вносить значительные депозиты, лишаться права на микрокредитование. «ВымпелКом» будет считать злостными должниками тех, кто не оплатит счет в течение 60 дней (для кредитных тарифов) или 30 дней (для предоплаченных) с момента его выставления. А МТС и «МегаФон» установили единый срок 60 дней для всех форм оплаты.
Если клиент после включения в такую базу все-таки оплатил счета, то его все равно оттуда не уберут – данные о финансовой недисциплинированности клиента – дате, сумме и времени задолженности сохраняются, включая и тот факт, что он все-таки произвел полный расчет. Фактически будет формироваться история неплатежей. На это стоит обратить внимание клиентам, которые намерены поддерживать свою положительную кредитную историю.
Надо отметить, что подготовка к формированию объединенной базы данных просроченной задолженности велась в течение трех лет. Новая система получила условное название D-Telecom, а ее администратором является Некоммерческое партнерство «Национальное кредитное бюро». Среди учредителей бюро – Торгово-промышленная палата России и российское представительство международного кредитного агентства Dun&Bradstreet.
База данных, по условиям соглашения, недоступна даже никому из участников: проверка абонентов производится исключительно методом прямой сверки группы уникальных признаков клиентов по полному совпадению. Для частных пользователей – это фамилия, имя и отчество, данные паспорта; для юридических – название, ИНН. По условиям соглашения к системе могут быть подключены и другие участники, в том числе и другие сотовые операторы, коммерческие банки, крупные торговые компании.
Однако есть и спорные моменты в этом проекте. Во-первых, сами должники доступа к базе данных не получают и даже не могут уточнить факт своего попадания или непопадания в эту «долговую базу данных». Во-вторых, пока нет данных о том, что для попадания предусмотрена какая-то нижняя граница задолженности – таким образом, теоретически пользователя могут внести в эту БД даже за 20 – 30 центов отрицательного баланса на давно выброшенной симке. В-третьих, официально система начала действовать с июня 2005 г., одновременно с вступлением в силу закона «О кредитных историях», и данные о неплатежах могут быть переданы только для новых пользователей. Однако старых должников, по утверждениям операторов, это ни в коей мере не спасет от возмездия, единственное утешение – уведомление о факте включения в базу.
Попадание в такой список грозит проблемами в будущем. Любой подключенный к системе банк, начиная с сентября 2005 г., заглянув в черный список, скорее всего откажет в предоставлении кредита. Около $20–22 млн. в год, по оценкам операторов «большой тройки», недоплачивают клиенты операторам в России. Те из вновь подключившихся, которые окажутся злостными неплательщиками, будут автоматически, посредством билинговой системы, пополнять базу данных. Ежемесячно число таких недобросовестных клиентов может составлять от 2–6 тыс. человек по всей России. Такие клиенты будут браться под финансовый контроль: например, при доступе к роумингу должны будут вносить значительные депозиты, лишаться права на микрокредитование. «ВымпелКом» будет считать злостными должниками тех, кто не оплатит счет в течение 60 дней (для кредитных тарифов) или 30 дней (для предоплаченных) с момента его выставления. А МТС и «МегаФон» установили единый срок 60 дней для всех форм оплаты.
Если клиент после включения в такую базу все-таки оплатил счета, то его все равно оттуда не уберут – данные о финансовой недисциплинированности клиента – дате, сумме и времени задолженности сохраняются, включая и тот факт, что он все-таки произвел полный расчет. Фактически будет формироваться история неплатежей. На это стоит обратить внимание клиентам, которые намерены поддерживать свою положительную кредитную историю.
Надо отметить, что подготовка к формированию объединенной базы данных просроченной задолженности велась в течение трех лет. Новая система получила условное название D-Telecom, а ее администратором является Некоммерческое партнерство «Национальное кредитное бюро». Среди учредителей бюро – Торгово-промышленная палата России и российское представительство международного кредитного агентства Dun&Bradstreet.
База данных, по условиям соглашения, недоступна даже никому из участников: проверка абонентов производится исключительно методом прямой сверки группы уникальных признаков клиентов по полному совпадению. Для частных пользователей – это фамилия, имя и отчество, данные паспорта; для юридических – название, ИНН. По условиям соглашения к системе могут быть подключены и другие участники, в том числе и другие сотовые операторы, коммерческие банки, крупные торговые компании.
Однако есть и спорные моменты в этом проекте. Во-первых, сами должники доступа к базе данных не получают и даже не могут уточнить факт своего попадания или непопадания в эту «долговую базу данных». Во-вторых, пока нет данных о том, что для попадания предусмотрена какая-то нижняя граница задолженности – таким образом, теоретически пользователя могут внести в эту БД даже за 20 – 30 центов отрицательного баланса на давно выброшенной симке. В-третьих, официально система начала действовать с июня 2005 г., одновременно с вступлением в силу закона «О кредитных историях», и данные о неплатежах могут быть переданы только для новых пользователей. Однако старых должников, по утверждениям операторов, это ни в коей мере не спасет от возмездия, единственное утешение – уведомление о факте включения в базу.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- «Ведомости»: С 1 июня операторы сотовой связи МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» ...
- Компания «МегаФон-Урал»: На сегодняшний день в проекте по внесению информац ...
- Операторы сотовой связи в Уральском регионе не готовы к созданию единой баз ...
- Компания сотовой связи «Билайн»: С вводом объединенной базы данных просроче ...
- «Ведомости», Юлия Белоус пишет: «Кредит абоненту недоступен»