Федеральные торговые сети: выход на региональный рынок

В Екатеринбурге открыт первый торговый центр, якорными арендаторами которого стали только федеральные компании.

Константин Панин

Крупные федеральные торговые сети давно присутствуют на рынке Екатеринбурга, но до последнего времени в большинстве сегментов сферы розничной торговли они либо уступали региональным компаниям, либо поддерживали с ними паритет. Однако в настоящее время ситуация меняется: доля федеральных сетей на целом ряде сегментов потребительского рынка, таких как продажа бытовой и цифровой техники, сотовых телефонов, превысила 50%, на других – приближается к этому знаковому рубежу.

Очередным шагом по постепенному оттеснению региональных торговых сетей с центральных позиций на основных сегментах потребительских рынков Екатеринбурга стало открытие первого в городе торгового центра, все основные, «якорные» арендаторы которого представлены исключительно федеральными торговыми сетями.

«Парк-хаус»

Молл «Парк-Хаус», начавший свою работу 21 августа 2005 года, на данный момент является крупнейшим торгово-развлекательным центром Екатеринбурга. Общая площадь центра составляет 61500 квадратных метров, из которых более половины приходится на торговую зону. Собственником комплекса является самарская группа компаний «Время», которая осуществляет девелопмент современных торгово-развлекательных центров в ряде регионов России. Помимо екатеринбургского комплекса, компания управляет аналогичными торговыми центрами в Самаре и Волгограде, в стадии строительства находятся моллы в Тольятти и Казани, планируются – в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Уфе и Челябинске.

Екатеринбургский комплекс является крупнейшим из принадлежащих группе. Его строительство было начато в марте 2004 года, общий объем инвестиций составил порядка 70 миллионов евро. На первом этапе финансирование проекта в объеме 41,5 миллиона долларов осуществлял Импэксбанк, затем, в апреле 2005 г. этот кредит был перефинансирован австрийской холдинговой компанией Meinl European Land. После этого холдинг MEL доинвестировал в строительство еще около 30 миллионов долларов.

Сейчас австрийская компания осуществляет постепенный выкуп торговых центров, принадлежащих компании «Время». «В октябре 2004 г. мы купили центр в Волгограде, это была наша первая сделка с группой «Время». В марте 2005 г. мы подписали инвестиционное соглашение с группой компаний «Время» об инвестициях в «Парк-Хаус» в Екатеринбурге. По завершению инвестиционной сделки мы будем владеть 100% молла в Екатеринбурге», – заявил на пресс-конференции, посвященной открытию торгово-развлекательного центра «Парк-Хаус», председатель Совета директоров «Meinl European Land» Питер Вайнцирль.

Отметим, что «Meinl European Land» – имущественная холдинговая компания, входящая в структуру Meinl Group, осуществляет операции с недвижимостью в Центральной и Восточной Европе. В настоящее время холдинг владеет 170 торговыми объектами в Чехии, Венгрии, Словакии, Польше, России, Румынии и странах Балтии (совокупная площадь, сдаваемая в аренду – более 650 тысяч квадратных метров). Планируемый объем инвестиций в проекты торговой недвижимости в России на следующие 18 месяцев составляет 380 миллионов евро.

На начало сентября к работе приступило более 60% от общего числа арендаторов молла, открытие второй очереди центра планируется на октябрь-ноябрь 2005 года.

Арендаторы

Одной из отличительных черт австрийско-самарского торгового комплекса, открывшегося в Екатеринбурге, стало принципиальное отсутствие среди его «якорных» арендаторов екатеринбургских компаний. Все крупные торговые партнеры центра, занимающие значительные торговые площади и формирующие «лицо» молла – это известные федеральные сети, многие из которых до последнего времени были мало представлены в Екатеринбурге. Так, основные торговые площади центра оказались поделены между федеральной сетью супермаркетов «Гроссмарт», санкт-петербургской сетью по продаже строительных материалов «Старик Хоттабыч», московскими сетями «Спортмастер» (спортивные товары), «Техносила» (бытовая и аудио-видеотехника). Организацию развлекательного сегмента центра также взяли на себя столичные сети: восьмизальный кинотеатр будет принадлежать компании «ИнвестКиноПроект», а боулинговый центр – компании «Планета Боулинг». По аналогичному признаку были отобраны и арендаторы небольших магазинов. Несмотря на то, что 70% от их числа представлены екатеринбургскими фирмами, большинство из них – компании, работающие под федеральным брендом в рамках франшиз.

По словам представителей компании «Время», такой подбор арендаторов не является случайным. «Выбор партнеров – это одна из самых сложных задач, которая была решена при открытии данного комплекса. Ее решением занимались сразу два головных офиса нашей копании – московский и самарский. Конкурс был достаточно жестким. Каждый арендатор прошел строжайший контроль. Многие торговые точки – эксклюзивные, таких еще не было в городе. Главный критерий отбора – интерес людей к данному продавцу и правильное сочетание с другими магазинами. Еще важны уникальность и популярность бренда», – отметил генеральный директор компании «Молл-Маркетинг» (входит в группу компаний «Время») Алексей Ванчугов.

«При выборе «якорных» арендаторов предпочтение было отдано федеральным сетям, так как они уже зарекомендовали себя во многих регионах России. Если оператор хорошо работает в 20 городах, то в двадцать первом он автоматически будет работать не хуже», – отметил он.

Впрочем, эксперты не исключают, что объединение федеральных сетей вокруг одного торгового центра, также принадлежащего федеральному и, более того, транснациональному оператору, может являться целенаправленным маркетинговым ходом, призванным обеспечить новым игрокам менее затратный и более эффективный выход на региональный рынок и предоставить возможности для продолжения совместной экспансии. Отметим, что «Парк-Хаусу» удалось объединить под одной крышей такие торговые специализации, по которым на товарном рынке Екатеринбурга существует наиболее острая конкуренция: продажа продуктов питания, товаров для ремонта, электроники, спортивных товаров. Это предположение тем более вероятно, что и компания «Время», и её основные партнеры по екатеринбургскому «Парк-Хаусу» намерены наращивать свое присутствие в городе. Так, в частности, генеральный директор ГК «Время» Сергей Гаранин заявил, что в следующем году его компания намерена начать в Екатеринбурге строительство еще нескольких крупных магазинов. «Мы собираемся занять максимальную долю рынка», – заявил он.

Конкуренция

Следует отметить, что представители федеральных торговых сетей, работающих в новом торгово-развлекательном центре, оценивают екатеринбургский потребительский рынок как близкий к насыщению и высококонкурентный, но, в то же время, выражают уверенность том, что смогут противостоять существующим региональным операторам рынка и, более того, расширять свое присутствие в Екатеринбурге.

«Мы стремимся стать лидерами на рынке электроники и обладаем рядом преимуществ, которые могут позволить нам занять определенные позиции на этом рынке», – заявила руководитель пресс-службы сети магазинов «Техносила» Карина Черникова. Сеть уже присутствует в Екатеринбурге, но «скромный, маленький магазин», открывшийся в прошлом году, по словам Карины Черниковой, не соответствует планам сети по экспансии в регионе. «Магазин, торгующий электроникой и бытовой техникой, должен быть достаточно большим, поэтому мы приводим все свои торговые точки к единому формату – в среднем 2500 квадратных метров», – отметила К. Черникова.

«Планируемый товарооборот в «Гроссмарте» должен составить 2,5 миллиона долларов в месяц. Нашей ценовой политикой является не демпинг, а «справедливые» рыночные цены. У нас уже налажены связи с местными поставщиками, и разрабатывается программа привлечения местных производителей к изготовлению продукции под маркой «Гроссмарт», – отметил коммерческий директор сети «Гроссмарт» Алексей Закревский.

«Мы понимаем, что на Екатеринбургском рынке товаров для ремонта есть компании, которые давно работают и достигли определенных успехов. Но мы считаем, что наша ориентация на формирующийся средний класс, а также ряд эксклюзивных предложений, в том числе, дизайн-студия и бесплатный штатный дизайнер в магазине, помогут нам занять достойное место на Екатеринбургском рынке», – заявила менеджер по связям с общественностью торговой сети «Старик Хоттабыч» Нина Щетинина.

Аналогичного мнения придерживаются и представители московской кинопрокатной компании «ИнвестКиноПроект», которые создают центр «Киноплекс». «Современный кинопрокат требует помещений, которые были бы специально спроектированы и построены как кинотеатры. Когда нам предлагают использовать старое здание кинотеатра, это всегда связано с определенными компромиссами по качеству кинопоказа. Поэтому, открывая многозальный киноплекс в Екатеринбурге, в помещении, спроектированном по самым современным требованиям, предъявляемым к кинозалам, мы считаем, что будем не просто конкурентоспособны на Екатеринбургском рынке, а будем задавать тот уровень, на который должны ориентироваться другие кинотеатры», – заметил генеральный директор «ИнвестКиноПроекта» Андрей Орехов.

Перспективы

Эксперты связывают процесс экспансии федеральных торговых сетей с наличием у них целого ряда конкурентных преимуществ, принципиально недоступных для более мелких игроков. Чаще всего к таким преимуществам относят возможность получения более крупных оптовых скидок от поставщиков, наличие самостоятельного выхода на мировой рынок, наличие значительного объема свободных ресурсов, большей инвестиционной привлекательности и кредитоспособности, оптимизацию расходов на создание единых для всей компании сервисных служб.

Можно предположить, что экспансия федеральных торговых сетей в Екатеринбурге продолжится, и, как минимум, в среднесрочной перспективе им может удаться вытеснить региональных операторов с целого ряда рыночных сегментов. Вполне вероятно, что отдельные этапы этой экспансии будут напрямую связаны с открытием в регионе новых крупных торговых центров, в том числе – построенных федеральными и транснациональными инвесторами и операторами. Так, новый этап борьбы за очередные сегменты потребительского рынка наблюдатели связывают с открытием в Екатеринбурге торгового центра «Икея», которое намечено на октябрь 2006 года.


Другие материалы по теме: