Компания «Объединенные машиностроительные заводы» и ЗАО «Газпромбанк» ведут переговоры о продажи около 40% акций ОМЗ

22 сентября 2005 (08:01)

Основатель ОМЗ, а ныне министр экономики Грузии, Каха Бендукидзе ведет переговоры о продаже компании. Об этом сообщает газета «Ведомости».


По одной из версий, наиболее реальный претендент на покупку – Газпромбанк. При этом вместе с акциями Бендукидзе планируется продать бумаги Алана Казбекова и ряда менеджеров компании – в сумме около 40%. Переговоры с Газпромбанком ведутся около полугода, но пока к каким-либо договоренностям не привели. В качестве одной из причин этого называется сложность актива, т.к. ОМЗ объединяет несколько бизнесов, слабо связанных между собой.


Существуют и другие версии о том, что возможностью покупки доли в ОМЗ интересовались также «Базовый элемент», УГМК и «Северсталь-Транс». Однако, представитель «Северсталь-Транса» заявляет, что его компания не ведет переговоров о покупке доли в ОМЗ. Официальные представители «Базэла» и Газпромбанка от комментариев отказались. А представитель УГМК сказал, что его компании такая сделка не интересна.


Газпромбанку достаточно купить 35% акций ОМЗ, чтобы группа «Газпром» получила контроль над компанией, ведь у пенсионного фонда «Газфонд» уже есть около 15% акций ОМЗ. Рыночная капитализация компании составляет около $ 164 млн. Аналитик ОФГ Елена Сахнова оценивает 35% акций ОМЗ примерно в $ 60 млн., а контрольный пакет – в $ 90-100 млн.


Напомним, что Газпромбанк уже выкупил часть бизнеса Бендукидзе: в 2004 г. он получил контроль над «Атомстройэкспортом», генподрядчиком строительства атомных станций за рубежом. Отметим также, что в конце прошлого года за налоговые долги на аукционе было продано основное добывающее предприятие «ЮКОСа» – «Юганскнефтегаз», и сейчас он принадлежит государственной «Роснефти». В этом году государство довело свою долю в «Газпроме» до контрольной, выкупив у дочерних предприятий монополии ее акции. Сам же «Газпром» ведет переговоры о покупке «Сибнефти».


А теперь госкомпании, похоже, приступили к консолидации машиностроительных активов. Так, РАО ЕЭС объявило, что выкупит у «Интерроса» блокпакет акций «Силовых машин», а еще 30%-ным пакетом энергохолдинг и «Интеррос» будут управлять совместно. «Эти планы, а также возможная покупка Газпромбанком ОМЗ могут свидетельствовать о том, что у государства может быть план по созданию одной госкорпорации, которой в итоге могут быть переданы акции крупнейших промышленных предприятий», – полагает аналитик ОФГ Елена Сахнова. В этом случае государству удастся то, что не получилось у частных акционеров. Владельцы «Силмашин» и ОМЗ уже затевали объединение, но в 2004 г. альянс распался, потому что Владимир Потанин договорился о продаже компании немецкому Siemens. Но государство в лице Федеральной антимонопольной службы не дало согласия на такую сделку. По оценке аналитика «УралСиба» Вячеслава Смольянинова, если «Силмашины» и ОМЗ в итоге объединятся, это будет машиностроительная компания с ежегодной выручкой более $ 1,5 млрд., сравнимая по масштабу с крупными международными производителями.


Впрочем, Смольянинов сомневается в том, что Газпромбанк или РАО ЕЭС будет более эффективным собственником, нежели действующие акционеры. «ОМЗ» для «Газпрома» – такой же непрофильный актив, как «Силовые машины» для РАО, – отмечает эксперт. – Поэтому о синергии в случае заключения этих сделок речь не идет».


Другие материалы по теме: