«Ревизор», Максим Горский пишет: «Кто стреляет по УЗГА: Что такое «гринмейл по-уральски»

12 октября 2005 (12:50)

Тревожное дежа-вю.


В течение последнего месяца уральские аналитики, журналисты и предприниматели оживленно обсуждают внезапную атаку на Уральский завод гражданской авиации. За короткий отрезок времени появилось около тридцати публикаций про завод – преимущественно негативного характера – причем наступление велось широким фронтом, по всем направлениям.
У экспертов сложилось устойчивое мнение: нечто до боли знакомое уральцы могли наблюдать сравнительно недавно при захвате ОАО «Уралхиммашзавод», когда телезрители созерцали кулачные бои за кресло директора между двумя известными скандалистами Федулевым и Баковым. А внимательные и памятливые аналитики обратились к событиям восьмилетней давности, когда в 1997 г. против Уральского завода гражданской авиации был осуществлена кампания по дискредитации заводского руководства и деятельности предприятия. Проводилась активная скупка акций, на завод обрушились массированные проверки контрольных органов, в адрес руководства передавались угрозы. Тогда общими усилиями руководству и коллективу удалось отстоять предприятие.


Задаваемый теперь в средствах массовой информации вопрос: «кто же сегодня сделал УЗГА мишенью для пиаркампании» поначалу не находил ответа.
Но когда за валом неподтвержденных обвинений (каждое из которых, скажем, забегая вперед, стало причиной обращения завода в соответствующие инстанции) последовали агрессивные действия по скупке акций и попытки «подключить» к скандалу силовые ведомства под различными надуманными предлогами, то стало понятно, что завод оказался на острие атаки конкретной бизнес-группы, охочей до чужой собственности.


Что такое «гринмейл по-уральски»?


Подобный способ «отъема собственности», говоря словами одного известного комбинатора, сегодня уже на современном сленге называют гринмейлом, или недружественным поглощением.
Генеральный директор ОАО «Уральский завод гражданской авиации» Анатолий Падеров объясняет вполне очевидные экономические причины такого со-
всем неприкрытого интереса. «Наш завод – стабильное, успешно развивающееся предприятие, крупный экспортер, который аккредитован во многих страх мира, – говорит А.Падеров. – Объем производства за последние годы вырос в 5 раз, нашим работникам – а их около 3 тыс. – регулярно выплачивается зарплата, все налоги добросовестно выплачиваются в бюджеты страны и региона. На заводе используется хорошее оборудование, имеются все необходимые сертификаты, мы обладаем уникальными современными технологиями, что позволяет выполнять работы для мировых фирм, в том числе
– США и Канады».


Если добавить к этому и удобное положение завода – он находится вблизи аэропорта «Кольцове», выполняет множество заказов по ремонту авиационных двигателей, то становится понятно горячее желание олигархической структуры заполучить завод и создать холдинг, который, по задумке его руководства, мог бы состоять из аэропорта, завода по ремонту двигателей и крупной авиакомпании. Кстати, известную авиакомпанию «Уральские авиалинии» также попытались втянуть в этот скандал, распространив ложную информацию о том, что она отказалась от услуг УЗГА по ремонту авиадвигателей. Руководство «Уральских авиалиний» тут же опровергло эти измышления, сообщив, что из 30 авиадвигателей «УА» 28 проходили ремонт на этом заводе и претензий к его качеству нет. И впредь авиакомпания планирует осуществлять ремонт двигателей на Уральском заводе.


Интерес к этому заводу подогревается еще и тем, что российское правительство планирует осуществить весьма внушительные инвестиции в отечественную авиацию. Правительство одобрило программу развития авиапрома до 2015 г. стоимостью $ 20 млрд. Получив эти деньги, авиазаводы должны увеличить объем продаж с $ 3 до $ 7 млрд. в год. Недавно посетивший нашу область с деловым визитом председатель Правительства РФ М.Фрадков заявил на сентябрьском заседании Правительства России, где рассматривалась стратегия развития авиапромышленности: «экономика Россия и ее оборона без авиастроения немыслимы, и оно должно быть сохранено».
Хотеть - не вредно. Но опасно. Иногда.


Желание создать холдинг, в состав которого входят аэропорт, авиакомпания и авиазаводы, понятно. Вот только как оно исполняется? Анализ хода развития ситуации вокруг предприятия показывает, что исполнители подобного желания «присоединения» Уральского завода гражданской авиации выбрали тактику и стратегию, заведомо противоправную и явно подставляющую под удар репутацию заказчиков, в интересах которых они подвизались действовать.
Учитывая то, что Уральский завод гражданской авиации в силу своей успешной внешнеэкономической деятельностью является сильным конкурентом для предприятий Украины, Азербайджана, Китая, то они объективно заинтересованы в эскалации скандала и распространении негативных выпадов в адрес ОАО «УЗГА» и вытеснении завода с внешнего рынка (Индии, Пакистана, Алжира и других стран). Что, собственно, и происходит. Украинское предприятие «Мотор-Сич», которое в течение ряда лет осуществляло поставки на завод комплектующих деталей, быстро подключилось к кампании по дискредитации завода, и без всяких доказательств обвинило уральское предприятие в использовании при ремонте двигателей контрафактных деталей. Специалисты авиапрома, зная, какой жесткий контроль при проверке деталей
существует на заводе, склонны расценивать подобные заявления как проявления недобросовестной конкурентной борьбы. За всю 60-летнюю историю завода никаких существенных претензий по качеству и безопасности продукции и производимых работ предприятию не предъявлялось.


Из-за чего весь сыр-бор, и кто воду мутит


Главная задача происходящей пиар-кампании – смена собственника контрольного пакета акций одного из эффективно работающих предприятий региона и всего Урала. Задача вполне ясна: подобными действиями подорвать имидж предприятия и тем самым снизить стоимость активов, чтобы затем приобрести их дешевле. Потратив сотню-другую тыс. долларов, «сэкономить» один-другой миллион «гринов». Вот такой вот доморощенный «грин-мэйл»... К сожалению, желающие освоить эти сотни нашлись очень быстро.


Экспертами отмечается, что в пиар-кампании виден почерк печально известного на Урале «специалиста» по силовых манипуляциям на уральских заводах, который ныне подвизается на ниве создания псевдо-профсоюзных наемных команд, занимающих бойкотом конкурентов и другой заказной работой. Некоторые отмечают, что привлечение этого участника, по расчетам, должно было в случае провала операции отвести удар от ряда чиновников разного уровня, участвующих в этом процессе. К исполнению заказа были привлечены информационные агентства «Новый регион», «АПИ», газета «Уральский рабочий».


Руководство завода настроено весьма решительно: по каждому факту лживой информации в СМИ незамедлительно следует обращение в прокуратуру с требованием опровержения и вынесения наказания виновным. В настоящее время Генеральная прокуратура РФ поручила областной прокуратуре до 12 октября этого года провести проверку по вопросу нарушения законодательства о СМИ. Отдельно поданы иски о привлечении главных редакторов информ-агентств и печатных СМИ - Л.Кощеева, С.Рыбакова, Ю.Шатовой. Специалисты говорят о нанесенном в результате такой кампании ущербе как самому авиапредприятию - ОАО «Уральский завод гражданской авиации», так и всему авиапрому, который сейчас находится, говоря образно,
«на взлете» после долгих лет кризиса. Руководитель завода А.Падеров в интервью журналу «Ревизор» сказал: «Кто бы ни были эти доморощенные «гринмейлеры», им следует помнить, что ззавод находится в сфере интересов государства, в том числе и Министерства обороны. Любое перепрофилирование подобного предприятия нанесет непоправимый ущерб. И естественно, что для предотвращения этого государство употребляет власть. Подтверждение тому – слова поддержки, сказанные в наш адрес Губернатором Свердловской области Э.Э. Росселем, за что весь коллектив завода ему искренне благодарен. Сейчас этим делом активно занялась Генеральная прокуратура».


Таким образом, можно констатировать, что пиар-кампания по дискредитации и захвату «Уральского завода гражданской авиации» провалилась, поскольку ее заказчики изначально ошиблись как в выборе исполнителей, так и формы и методов исполнения заказа.


Сейчас – и времена другие, и люди уже не те, не прежние, безропотно смотрящие, как отбирают родной завод. Люди сегодня способны постоять за себя, за свои интересы. И это, похоже, многие понимают. Вот только все ли?


Другие материалы по теме: