Электроэнергетика: от монополии к конкуренции

Реформа энергетической отрасли призвана привнести элемент конкуренции в один из важнейших секторов российской экономики.

2005 год стал для электроэнергетики годом реформы, цели которой можно сформулировать достаточно просто: конкурентный и монопольный секторы данной отрасли должны быть разделены. В тех сферах, где конкуренция невозможна принципиально (например, в сетевом хозяйстве), должна сохраниться государственная монополия. В сферах сбыта и генерации электроэнергии, напротив, конкуренция между отдельными компаниями призвана способствовать совершенствованию сбытовой политики, снижению издержек и, в конечном итоге, развитию отрасли в целом.

Реформа энергетической отрасли началась в прошлом году и в общих чертах должна завершиться к 1 января 2006 года. Однако, по мнению экспертов, потребители смогут заметить ее результаты только тогда, когда на смену монополизму сбытовых компаний придет реальная конкуренция между свободными участниками рынка. В Свердловской области процесс демонополизации рынка уже идет.

Рынок электроэнергии

Реформа привела к разделению единого энергетического комплекса на три составные части: генерирующие, сетевые и энергосбытовые компании.

Крупнейший на сегодняшний день производитель электроэнергии в Свердловской области – Территориальная генерирующая компания №9. В нее вошли станции, работающие по комбинированному циклу и, наряду с электроэнергией, производящие тепловые ресурсы. Кроме ТГК-9, в области существуют несколько энергостанций, относящихся к другим генерирующим компаниям, ведомственные генерирующие мощности, а также Белоярская атомная электростанция, поставляющая энергию на оптовый рынок.

Генерирующие компании, в зависимости от своего статуса, поставляют произведенную энергию на один из двух энергетических рынков. Первый из них, оптовый, предназначен, прежде всего, для крупных покупателей, и цены на нем отчасти формируются рыночными методами: для генерирующих компаний выделен пятнадцатипроцентный сектор свободной торговли, в котором цена на электроэнергию подчиняется законам спроса и предложения. Однако на этот рынок допущены только крупные промышленные предприятия – так называемые «квалифицированные потребители электроэнергии», способные обеспечить потребление не менее 4 мВт электроэнергии в одной точке. Но даже этим предприятиям на оптовом рынке разрешено приобретать не более 30% потребляемой мощности. Это ограничение связано с проблемой перекрестного субсидирования, ведь крупные потребители несут на себе нагрузку отчислений в пользу дотируемых секторов населения. В Свердловской области оптовыми потребителями готовятся стать Северский и Синарский трубный заводы, ТМК, ВСМПО.

По мнению экспертов, сегодня оптовый рынок электроэнергии демонстрирует лишь первые шаги в направлении подлинно конкурентного пространства, но, при условии решения проблемы перекрестного субсидирования, может стать им в перспективе. В частности, ожидается ряд законодательных актов, облегчающих этот процесс. Сейчас же, поскольку спрос и предложение формируют цену только в пятнадцатипроцентном секторе, высокой конкуренции на оптовом рынке электроэнергии нет.

Второй рынок – региональный. Здесь энергию приобретают энергосбытовые компании, поставляющие ее конечным пользователям. В данный момент на этом рынке Свердловской области существуют сразу несколько операторов, большая часть которых ранее входила в состав монопольной структуры «Свердловэнерго». Наиболее крупные среди них – «Свердловэнергосбыт», выделившийся из «Свердловэнерго», а также ряд территориальных компаний (в частности, «Екатеринбургская сетевая компания»), связанных с местными энергосетями.

Что касается сетевых компаний, они находятся в федеральном ведомстве и, в силу этого, при наличии технической возможности обязаны работать со всеми производителями, потребителями и сбытовиками. Какие же изменения происходят на рынке в ходе реформы, в чем заключатся ее суть, и для кого она выгодна?

Реформа

При монополизме, характерном для дореформенного энергетического рынка, единственный производитель, он же – продавец, не был заинтересован в развитии своих сервисных служб и снижении издержек, так как, благодаря конъюнктуре, мог диктовать условия всем потребителям. Сейчас, когда рынок поставок электроэнергии становится конкурентным и потребитель может выбрать поставщика, предлагающего наиболее выгодные условия, ситуация кардинально меняется. Факт конкуренции будет подстегивать бывших монополистов к развитию сервисной службы, предоставлению клиентам более качественных услуг и удобных условий.

Все энергосбытовые компании приобретают электроэнергию на едином региональном рынке и платят электросетевой компании одинаковые сборы, тем не менее, за счет сокращения собственных издержек (излишних служб) и дополПри монополизме, характерном для дореформенного энергетического рынка, единственный производитель, он же – продавец, не был заинтересован в развитии своих сервисных служб и снижении издержек, так как, благодаря конъюнктуре, мог диктовать условия всем потребителям. Сейчас, когда рынок поставок электроэнергии становится конкурентным и потребитель может выбрать поставщика, предлагающего наиболее выгодные условия, ситуация кардинально меняется. Факт конкуренции будет подстегивать бывших монополистов к развитию сервисной службы, предоставлению клиентам более качественных услуг и удобных условий.

Все энергосбытовые компании приобретают электроэнергию на едином региональном рынке и платят электросетевой компании одинаковые сборы, тем не менее, за счет сокращения собственных издержек (излишних служб) и дополнительного внедрения технических достижений (к примеру, счетчиков с дифференцируемым учетом электричества) они, среди прочего, могут предложить своим абонентам и более низкие тарифы.

«Появление независимых поставщиков на рынке электроэнергии Екатеринбурга положительно скажется как на потребителях, так и на деятельности сетевых компаний», – заявил генеральный директор ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала и Волги» Алексей Бобров.

Именно потребители первыми оценили возможность такого выбора. «Сотрудничество с независимой энергосбытовой компанией будет способствовать снижению цен для конечного потребителя», – так пояснил основную пользу формирования рынка альтернативных поставщиков электроэнергии председатель совета директоров строительного холдинга ООО «НОВА-Групп» Олег Черепанов, уже заключивший соглашение с одной из независимых энергокомпаний.

«Преимуществом независимой компании является то, что вместе с электроэнергией она предоставляет пакет услуг. В частности, для нашего холдинга особенно интересно совместное внедрение и консультирование по энергосберегающим технологиям. Наши предприятия проходят реконструкцию и нуждаются в увеличении мощности. Кроме того, мы строим социальное жилье. Поэтому экономия вообще и экономия электроэнергии в частности очень для нас важны», – заявил Олег Черепанов.

Кроме того, с точки зрения потребителей, независимые энергосбытовые компании могут решить ряд проблем, неразрешимых при сотрудничестве с компанией-монополистом. Одной из главных в их числе называют жесткое требование полной предоплаты, не устраивающее многих потребителей. «При выборе альтернативного поставщика электроэнергии главным критерием для нас выступает возможность расчета по факту, не менее важным параметром является и цена. Доля электроэнергии в себестоимости продукции нашего предприятия составила за I полугодие 2005 года 7,7%, хотя по плану должна была составить лишь 4,9%. Поэтому для нас важно найти такого поставщика, который соответствовал бы нашим требованиям», – сообщил технический директор «Каменск-Уральского завода ЖБИ» Михаил Казанцев.

Инженер отдела главного энергетика ПСК «Железобетон» Татьяна Захарова рассказала и о других проблемах: «На нашу компанию был необоснованно наложен штраф за превышение лимитов использования электроэнергии. Некоторое время назад нам предъявляли потери в сетях, достигавшие 5% и при этом не зафиксированные приборами учета. Также бывают сложности, связанные с медленным устранением недостатков электроснабжения. Кроме того, случаются перепады электроэнергии, вызывающие сбой компьютеров, что для нас – самая большая проблема», – отметила она.

«Хотя монопольная система электроснабжения в целом более стабильна, существует ряд проблем, которые не могут быть решены внутри этой системы», – заявил главный энергетик торговой сети «Монетка» Антон Буйновский. «Во-первых, электроэнергия предоставляется по высоким ценам и исключительно при условии авансовых платежей. Во-вторых, постоянно возникает проблема сверхлимитного потребления, что заставляет нас переплачивать, подавая завышенную заявку во избежание штрафов.В-третьих, часто происходят сбои в подаче электроэнергии, и хотя устранялись они достаточно оперативно, для торговых центров 2-3 часа – существенное время простоя», – сообщил Антон Буйновский.

В появлении конкурирующих сбытовых компаний заинтересованы не только потребители. «С точки зрения нашей сетевой компании, возникновение независимых поставщиков крайне необходимо. Во-первых, появление новых компаний означает большее количество контрактов, которое увеличивает стоимость нашей компании, обеспечивает ее финансовую независимость и устойчивость. Во-вторых, известно, что «Свердловэнергосбыт» не рассчитывается за транспортировку, а независимые компании могут стабильно производить с нами расчет. Наконец, формирование независимых энергосбытовых компаний позволяет работать с профессиональными агентами, что гораздо эффективней и проще, в частности, поскольку таким образом устраняются различные бюрократические барьеры», – отметил гендиректор МРСК Алексей Бобров.

Трудности

Между тем, становление конкурентных отношений в энергетике встречает определенное сопротивление, обычное для любой сферы, в которой происходит достаточно быстрая демонополизация рынка. По мнению экспертов, в данной сфере существуют как минимум три слоя сопротивления, сдерживающие процессы реформ.

Первый слой обусловлен личными амбициями менеджеров компаний-монополистов, не готовых к новым перспективам развития и опасающихся утраты внеэкономических ресурсов давления, которыми они обладают сегодня.

Второй слой связан с понятным нежеланием энергетических компаний терять часть своих контрактов, а также направлять дополнительные средства на развитие сервисных служб и модернизацию оборудования с тем, чтобы соответствовать уровню конкурентов.

Третий, не менее важный, а может быть, и основной слой сопротивления – это ментальность потребителя: появление новых независимых компаний вызывает риск смены партнера. Это сопротивление новым поставщикам приходится преодолевать, рассказывая о том, что электроэнергия – это такой же товар, как и прочие, она не привязана к физическому подключению или снабжению потребителей, но может быть куплена в одном месте и продана в другом. Однако понимание этого, по словам специалистов рынка, приходит довольно медленно.

Перспективы

Несмотря на то, что все указанные проблемы во многом тормозят ход реформы, они не способны полностью его остановить. Уместно говорить о том, что коль скоро процесс преобразований стартовал, его уже нельзя удержать или повернуть вспять.

Подводя итог, отметим, что, хотя возникновение реальной конкурентной среды на рынке поставок электроэнергии в Свердловской области – дело будущего, первые шаги в этом направлении уже сделаны. Вопреки различным препятствующим факторам, можно рассчитывать, что новый формат рыночных отношений будет развиваться, постепенно охватывая не только малый и средний бизнес, но также оптовый рынок и потребителей электроэнергии из числа физических лиц.


Другие материалы по теме: