«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Спекулянта отселят от доступного жилья»

19 октября 2005 (11:58)

При рассмотрении национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» на коллегии Министерства регионального развития наибольшие споры вызвали, говорят, два вопроса: количество денег, которые потребует программа от Федерации и регионов; и – как эти сотни миллиардов уберечь от спекулянтов и коррупционного распыления. Премьер Михаил Фрадков выразился в том смысле, что в законодательном порядке будут созданы такие правила игры, при которых и «профсоюзу спекулянтов», и чиновникам-коррупционерам работать станет не то что невыгодно – опасно. Главным же экономическим стимулятором решения жилищного вопроса станет нормально функционирующий рынок жилья – с контролируемой бюджетной поддержкой и через поощрение государством частных инвестиций. Схема понятная, но её требуется принципиально очертить – для чего, как мы уже сообщали, создана рабочая группа из руководителей и специалистов Минрегионразвития и опытных практиков с мест. К середине ноября им предстоит выдать Кабинету министров изменения в программу жилья и соответствующий план-график. Как известно, глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий вошёл в состав коллегии министерства; а премьер опыт уральской столицы и методы работы администрации города для увеличения строительства жилья и социальных объектов одобрил и предложил участникам совещания учесть его в реализации президентского проекта.

Вчера в официальной прессе были опубликованы первые из документов, над которыми рабочая группа коллегии Минрегионразвития сейчас трудится. Уже определены концепция проекта доступного жилья и его приоритеты; зафиксированы система индикаторов достижения результатов и показатели увеличения объёмов жилищного строительства по годам; заявлены новые направления программы.

Что же предлагают разработчики в ориентиры?

На первый этап (2006–2007 гг.) заявлены четыре приоритета: повышение доступности жилья; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём отдельных категорий граждан; увеличение объёмов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры; увеличение объёмов ипотечного жилищного кредитования.

Авторы проекта предлагают широкий комплекс мер для достижения целей. Назову некоторые – из ряда определённо новаторских.

Скажем, доступность жилья планируется обеспечить не просто за счёт субсидий на его приобретение да ипотечных кредитов, а полученных из бюджетных средств либо под его гарантии; к тому же при определённых условиях часть полученной суммы можно было бы и списать. Если сегодня объём предоставляемых в стране жилищных кредитов (займов) едва превышает 20 млрд. рублей, то в 2010 году это будет уже внушительная сумма – 415 млрд. рублей.

Есть планы поддержки малообеспеченных семей в улучшении жилищных условий и в оплате услуг ЖКХ. Время ожидания так называемого социального жилья должно к 2010 году снизиться до 5–7 лет (сегодня, мы знаем, в очереди стоят по 15–20 лет). Предлагается снижать под гарантии государства процентные ставки на земельные участки для коммунальной инфраструктуры – но на условиях софинансирования с региональными и местными бюджетами...

Общая стоимость первого этапа проекта – 212,9 млрд. рублей; из них 146,1 млрд. – средства федерального бюджета; 66,8 млрд. – региональных и местных бюджетов, (На всю программу до 2010 года будет выделено, говорилось на коллегии, 640 млрд. рублей. – В. Т.). Объём ежегодно вводимого жилья должен увеличиться с 41,2 млн. кв. метров в 2004 году до 80 млн. кв. метров – в 2010-м.

В Екатеринбурге, заверили нас в администрации города, в ближайшие три года предполагается построить не менее 2 млн: 48 тыс. кв. метров жилья (именно под этот объём уже выделены земельные участки). По темпам это фактически вдвое превышает уровень требований, предъявляемых национальным проектом по России в целом на первом его этапе. В городе намерены для решения жилищной программы широко привлекать внебюджетные источники; разработаны и планы ограничения темпов роста цен на жильё.


Другие материалы по теме: