«Уральский рабочий», Игнат Ребров пишет: «Прямогонку» заказывали?»

3 ноября 2005 (10:50)

На территории области продолжается совместная операция ФСБ и органов внутренних дел «ГСМ». Лишь за две недели октября в ходе ревизии на 69 автозаправках выявлено 94 преступления, возбуждено 78 уголовных дел. Сейчас проверка идет на юго-западе области, эксперты УБЭП практически ежедневно обнаруживают нарушения в торговле топливом.

Как пояснил руководитель пресс-службы ГУВД Свердловской области Валерий Горелых, до недавнего времени проведение экспертизы реализуемого на АЗС топлива было затруднено очередными изменениями в федеральном законодательстве. Но сейчас областное ГУВД заключило договоры с двумя государственными организациями, имеющими право и технические возможности на лабораторные исследования горюче-смазочных средств, изъятых по подозрению в фальсификате.

Не в ценах дело

Из «пиратских» околобензиновых операций наиболее распространена торговля «прямогонкой» - дешевым нефтепродуктом с октановым числом 54–66 единиц, изготавливаемым на нефтеперерабатывающих предприятиях только для нужд химической промышленности.

«Балуются», естественно, и с банальной пересортицей, когда 95-й бензин идет как 96-й, 92-й –как 95-й...

Милицейская топливная ревизия выявила, что торговля с нарушениями весьма распространена. Как отмечают в ГУВД Свердловской области, наиболее скандальная ситуация выявлена вокруг ОАО «Уралнефть».

Казусы уральской нефти

Еще в 1996 году это предприятие было создано для добычи нефти и газа на разведанных еще в 60-х годах прошлого века месторождениях, но из-за невысокой рентабельности законсервированных. В середине 90-х власти Свердловской области решили, что в новых рыночных условиях добыча и переработка местных запасов обещает быть выгодной. «Уралнефть» должна была осуществить промышленное освоение уже разведанных пластов и организовать нефтепереработку в Красноуфимском районе.

Проект был помпезный, пафосный и активно поддерживался в прессе. Предполагалась, что отсутствие транспортных затрат существенно снизит стоимость добытого и переработанного сырья. И хотя бы отдельные территории области смогут использовать дешевое топливо местной переработки. Для депрессивных юго-западных сельскохозяйственных территорий это было бы существенным подспорьем.

«Черное золото» и бензин дорожали, и, возможно, этим воспользовались руководители предприятия.

Уже в январе 2001 года налоговой полицией Красноуфимска было выявлено сокрытие «Уралнефтью» прибыли от продажи неучтенной добытой нефти и нефтепродуктов. Против руководства компании тогда было возбуждено уголовное дело, но ввиду возраста главного подозреваемого – генерального директора – расследование пришлось завершить амнистией. Впрочем, налоги с сокрытых прибылей в общей сумме около 3 миллионов рублей компании пришлось все же выплатить.

Нынешняя проверка выявила, что скандал 2001 года не послужил для фирмы уроком, зато масштабы деятельности фальсификаторов расширились: «Уралнефть» промышленно занималась незаконной добычей сырой нефти и самостоятельно, без лицензии перерабатывала сырье. Создав фактически подпольный мини-НПЗ, «Уралнефть» сумела за год добыть и переработать сырье на 56 миллионов рублей.

При этом реализуемый «Уралнефтью» бензин был изначально низкого качества - эксперты установили, что октановое число нелегального продукта было лишь 66 единиц. Сбыт фальсифицированного топлива осуществлялся через принадлежащую компании АЗС в поселке Сарсы-2 Красноуфимского района. По выявленным фактам возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 171 УК РФ.

Стоит лишь отметить, что согласно официальным отчетам, «Уралнефть» успела потратить на разведку нефтеносных пластов около 200 миллионов рублей. При этом она имела льготы по нефтедобыче, а плату за освоение недр должна была вкладывать в развитие месторождения и поиск ископаемых.

Всплески вслед за скачками

Но не стоит думать, что очередное выявление продавцов фальсифицированного топлива остановит бензиновых мошенников. Прибыль нелегальной торговли слишком высока – не менее 8 рублей с каждого проданного литра. И чем выше взлетают цены на топливо, тем выгоднее становится незаконный промысел. Если фальсификат продается чуть дешевле нормального топлива (обычно на 50 копеек за литр), то сбыт идет успешно. Неосторожные водители стараются заправить свою технику под завязку, считая, что дешевизна обусловлена какой-то местной спецификой или «разумной» ценовой политикой конкретного продавца. Поэтому на АЗС, расположенную подальше от проверок, экономные водители едут за десятки километров.

Всплески торговли фальсификатом отмечаются именно в момент очередного общерыночного роста цен на топливо. Не исключено, что очередную масштабную эпидемию торговли «прямогонкой» стоит ждать в начале весны, когда оттают временно «замороженные» цены на бензин. По прогнозам, в апреле 2006 года наиболее популярный на Урале АИ-92 будет стоить не менее 21 рубля за литр.

Конечно же, милицейские операции дают свои результаты. Но в любом случае это лишь борьба со следствием, а не с причинами. Продажа одной цистерны фальсифицированного топлива дает махинаторам 4 тысячи долларов чистой прибыли. А проверить каждую из АЗС, разбросанных на огромной территории, нереально.

Как и в случае торговли другими фальсифицируемыми товарами, по-настоящему эффективный борец с подделками - сам потребитель. Пора каждому научиться считать настоящую экономию или ущерб от использования топлива с дешевых АЗС. Вроде сэкономил - - но расход топлива возрос. А потом и вовсе почему-то понадобилось делать чистку-ремонт двигателя. Совсем плохо, если движок отказал в ответственный момент – надо было куда-то ехать – или ночью на трассе...

Тот, кто через это прошел и понял источник беды, на дешевизну уже не соблазнится никогда. И лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.


Другие материалы по теме: