«Уральский рабочий», Андрей Морозов пишет: «Уралмаш» пошел по рукам»

9 ноября 2005 (12:56)

Госминистр Грузии по .структурным и экономическим реформам Коха Бендукидзе наконец продал Уралмашзавод и долю в холдинге «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ), куда тот входит. В результате, по единодушному мнению экспертов, будет создана государственная энергомашкорпорация, которая сможет конкурировать на равных с мировыми лидерами в энергомашиностроении.

Дешевле только даром

Напомним, что создавать свою машиностроительную империю К. Бендукидзе начал с покупки 17% акций «Уралмаша» на чековом аукционе за ваучеры. Что в переводе на деньги обошлось ему всего в 500 тысяч долларов. Доведение своей доли до контрольного пакета потребовало еще нескольких миллионов долларов. А затем именно на базе Уралмашзавода стал формироваться холдинг ОМЗ, куда вошли дополнительно «Ижорские заводы» и даже три «дочки» чешского холдинга Skoda. Акции стали торговаться на Нью-Йоркской и Лондонской биржах.

На момент покупки 42,16% акций ОМЗ, а именно столько продали Бендукидзе и его партнеры, они стоили где-то около 77 млн долларов. И хоть президент Объединенной финансовой группы (ОФГ) Илья Щербович, чья компания выступила в качестве посредника по сделке, утверждает: «Это рыночная сделка. Она прошла по договорной цене», – в этом есть сомнения. Так, газета «Коммерсант», ссылаясь на свой источник в одной из крупных машиностроительных компаний, пишет, что полгода тому назад Кахе Бендукидзе «было сделано жесткое предложение продать бумаги за 10 млн долларов. Они долго торговались и скорее всего добились более приемлемой цены. Но точно ниже рыночной». По нашим сведениям, сговорились на 50 млн долларов.

Удалось сбить цену из-за двух обстоятельств. У ОМЗ неважное финансовое положение: при общей задолженности в 245 млн долларов 140 из них составляют кредиты сроком до одного года. И это при том, что за три последних года стоимость ОМЗ не растет и составляет сейчас 180–190 млн долларов. А справиться с этим ни К. Бендукидзе, ни нанятые им менеджеры не смогли. И это не было секретом для рынка. Потому много платить за компанию, которая наделала долгов на сумму больше своей стоимости, вряд ли кто бы согласился.

Видимо, свою роль в снижении цены ОМЗ сыграли и претензии Счетной палаты (СП) лично к К. Бендукидзе. «Мы вышли не на очень приятные, может быть, для нас выводы, – заявил председатель СП Сергей Степашин. – Есть такая организация «Атомстройэкспорт», созданная в 1998 году при Минатоме, которая выполняла посреднические функции. Потом ее приобрел Каха Бендукидзе. К счастью, сейчас она сменила собственника, им стал Газпромбанк, а это по сути государственная организация».

Как следует из пресс-релиза СП, «проверкой выявлено отвлечение бюджетных средств на цели, не связанные с сооружением АЭС... Было допущено неэффективное расходование бюджетных средств в размере 665 миллионов рублей».

В чем заключалась эта «неэффективность», можно проиллюстрировать следующим примером. Несмотря на убыток «Атомстройэкспорта» в 2003 году в размере 190 миллионов рублей, в марте 2004 года исполняющему обязанности президента этой фирмы К. Бендукидзе было выплачено вознаграждение в размере 10 миллионов рублей.

Подстегивало К. Бендукидзе и его давнее желание выйти из бизнеса в России, приобрести новые активы в Грузии и стать премьер-министром этой страны. Хоть лично он получил не так много денег от продажи своей доли в ОМЗ, но их хватит, чтобы стать крупнейшим инвестором в Грузии. Чему поможет и его служебное положение.

Президент Института национальной стратегии Станислав Белков-ский называет имя покупателя доли К. Бендукидзе в ОМЗ: <'Он (Бендукидзе) нашел правильного покупателя на ОМЗ в лице Газпромбанка, ведь сделку с ним никто никогда не оспорит».

В том, что они купили ОМЗ, кстати, не согласны в самом Газпромбанке. Так, вице-президент этого банка Илья Кочеврин заявил: «Мы этого не делали – ни банк, ни его топ-менеджеры».

Покупаю все. Звонить в Газпромбанк

Не делали по единственной причине: тогда сделку не пропустили бы европейские антимонопольные органы, так как у них сложное отношение к «Газпрому» и к связанным с ним структурам вроде Газпромбанка. (У ОМЗ есть чешские металлургические активы и на продажу их требуется разрешение европейских антимонопольщиков.) И тогда была придумана схема, чтобы в качестве покупателей выступили физические лица, не связанные между собой, и потому согласие антимонопольных органов не требуется.

Начальник аналитического департамента «Антанта Капитал» Денис Матафонов убежден, что единственным покупателем ОМЗ может быть только Газпромбанк, а значит государство. И что нынешние собственники – физические лица в конце концов передадут акции ОМЗ газпромовским структурам.

Напомним, что в настоящий момент пенсионному фонду «Газпрома» «Газфонду» уже принадлежит 15% ОМЗ и вкупе с приобретенными 42,16% это составит контрольный пакет холдинга. Не секрет также, что Газпромбанк уже с полгода вел переговоры о покупке ОМЗ. И, кстати, до этого по поручению правительства данный банк выступил агентом в сделке по выкупу «Атомстройэкспорта» у К. Бендукидзе.

«Очевидно, государство серьезно взялось за отрасль тяжелого энергомашиностроения и вслед за «Силовыми машинами» решило национализировать и ОМЗ», – говорит аналитик «МДМ-банка» Антон Затолокин.

Того же мнения придерживается и Ирина Ложкина из инвестиционной компании «Проспект»: «Скорее всего покупателем стал Газпромбанк».

В связи с чем напомним, что не так давно другая госкомпания – РАО «ЕЭС России» стала владельцем блокпакета акций концерна «Силовые машины», а еще 30% будут переданы им в трастовое управление. А глава Минпромэнерго Виктор Христенко озвучил планы по созданию на базе «Силовых машин» мощной госкорпорации по энергомашиностроению, куда могли бы войти «и другие достаточно интересные персонажи».

Надо полагать, первым из этих «персонажей» станут ОМЗ, которые уже пытались слиться с «Силовыми машинами», а потом продаться иностранному инвестору, что не позволило государство.

На государственном счету

По оценке аналитика «Уралсиба» Вячеслава Смольянинова, государственная энергомашкорпорация, составленная из «Силовых машин», ОМЗ и других «достаточно интересных персонажей», как выразился министр В. Христенко, будет иметь ежегодную выручку до 1,5 млрд долларов и сравнится по масштабу с крупными международными производителями энергомашиностроительной продукции.

По мнению И. Ложкиной из «Проспекта», до 25% акций объединенной компании будет продано государством иностранному инвестору. Им станет с большой долей вероятности немецкий Siemens, который ранее уже пытался купить «Силовые машины».

Но до этого надо ожидать, что государство попытается вернуть утраченные активы. Как это сделали в «Газпроме», когда туда пришла новая команда во главе с государственником Алексеем Миллером. Прежде всего речь зайдет о возврате некогда входящего в состав «Уралмаша» завода сварных машиностроительных конструкций в Верхней Пышме, который новые собственники переориентировали на выпуск электровозов и прочей железнодорожной техники.


Другие материалы по теме: