Представители рынка алкогольной продукции считают необходимым принятие поправок в закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции»

23 ноября 2005 (10:00)

Принято решение внести в закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» ряд принципиальных поправок. В частности, для того, чтобы из-за изменения системы маркировки алкоголя не сокращались его поставки, предусмотрен переходный период, в течение которого будут действовать акцизные марки старого образца.


По пессимистичным прогнозам, из-за недостаточного количества складов временного хранения (согласно новому закону, только на них должен маркироваться импортный алкоголь) только федеральный бюджет может недополучить 1,3 млрд. руб. сборов. В результате на совещании у вице-премьера Жукова было принято несколько принципиальных решений. Первое из них – изъять из текста абзаца закона «О госрегулировании...», где говорится о порядке наклейки акцизных марок, положение, что нанесение марок должно производиться исключительно на территории России. Таким образом, в случае принятия этой поправки импортеров не будут ограничивать в выборе места для наклейки акцизных марок.


По данным Федеральной таможенной службы, за январь–сентябрь 2005 г. в Россию было ввезено 112 млн. литров крепких алкогольных напитков на общую сумму $473,6 млн., 407 млн. л вина (на сумму $404,5 млн.) и 13,2 млн. л крепленых вин и вермутов (на $49,5 млн.). По экспертным оценкам, в 2005 г. общий объем импорта алкогольной продукции в Россию может составить $1,5-1,7 млрд.


Впрочем, отсутствие достаточного количества складов не единственная проблема импортеров. Гознак еще не начал печатать новые акцизные марки, так как не вышло соответствующее постановление правительства. Между тем, по оценке Национальной алкогольной ассоциации (НАА), у импортеров находится более 200 млн. акцизных марок старого образца (этого хватит на поставки в Россию алкоголя в течение нескольких месяцев). В связи с этим на совещании было решено принять еще ряд поправок к закону «О госрегулировании...». Согласно им, импортерам разрешат поставки алкоголя со старыми марками до 1 апреля 2006 г., а его торговлю в рознице – до 1 июля 2006 г.


Предложение изъять из закона упоминание о месте наклеивания акцизной марки поддержали все импортеры. Однако названные на совещании сроки реализации алкоголя со старыми марками вызвали у специалистов рынка недовольство. «В среднем бутылка алкоголя от производителя до покупателя идет шесть месяцев. А элитный алкоголь может стоять на полке магазина больше года, – говорит глава НАА Павел Шапкин.– Даже если кто-то и ввезет алкоголь до 1 апреля, вряд ли найдутся розничные сети, которые захотят взять его на реализацию». Это подтвердили и ритейлеры, сообщает «Коммерсант-Daily».


Комментируя поправки, руководитель Уральского филиала Национальной алкогольной ассоциации Дмитрий Таф отметил, что в случае их утверждения ситуация для импортной продукции решится в лучшую сторону.


«Однако, чтобы окончательно оценивать ситуацию, необходимо наличие соответствующих постановлений Правительства РФ, а не просто проектов, т.к. до недавнего времени среди чиновников не было единого мнения. Например, глава комитета по экономической политике Государственной думы Валерий Драганов говорил, что «маркировка всей продукции станет основным элементом работы ЕГАИС, и, естественно, она возможна только в России». А на совещании у вице-премьера Жукова было принято решение поддержать отсрочку. Если смотреть реально на вещи, то для импортеров маркировка алкоголя на складах временного хранения — это катастрофа, особенно при том, что так до сих пор не решены основные моменты переходного периода на новые акцизные марки, в том числе период использования старых марок. Отсрочка необходима», – сообщил Д. Таф.


«Хватит ли указанного срока – зависит от того, когда примут соответствующие постановления. Если перед самым Новым годом, как это часто случалось раньше — то не хватит. К тому же, на мой взгляд, нецелесообразно ограничивать срок реализации продукции, маркированной марками старого образца. Значительная часть импортной продукции, особенно элитный алкоголь, может быть не реализована в эти сроки. Если до 1 апреля алкоголь маркируется за пределами РФ, то каким образом продукцию ввезти, поставить региональному оптовику, затем в розницу и потом продать за три месяца? Тем более не решен вопрос – что делать с продукцией, маркированной старыми марками, после 1 июля. Если дополнительно маркировать, то каким образом это будет происходить?», — добавил он.


По его словам, если срок использования марок старого образца будет продлен, то ситуация, скорее всего, в некоторой степени стабилизируется, т.к. появится возможность оптимизировать использования остатков марок, а также в относительно спокойной обстановке перейти на марки нового образца.


Другие материалы по теме: