Золото становится привлекательным активом, гарантирующим высокую сохранность сбережений

12 декабря 2005 (16:00)

«В последнее время наблюдается рост практически всех благородных металлов: золота, серебра, платины и палладия. Так, стоимость золота увеличилась с $427 за тройскую унцию в начале января 2005 года, до почти $540 на данный момент (рост 26,5%), серебра — с $6,39 до 8,97$ (рост 40%), платины — с $848 до $1004 (рост 18%), палладия — с $180 до $295 (рост 64%). При этом необходимо отметить, что до конца августа — начала сентября котировки этих металлов демонстрировали, практически, боковое движение, а весь рост приходится на последние четыре месяца года. Парадоксально, но одновременно с этим растёт и доллар США, хотя ранее динамика доллара и золота была, как правило, разнонаправленной», — заявил УрБК заместитель директора инвестиционной финансовой компании Уником Партнер Виталий Калугин, комментируя рост цен на драгоценные металлы.


«На самом деле, предпосылки для роста доллара и золота практически одинаковые: рост инфляционных ожиданий и опасения по поводу стабильности дальнейшего развития мировой экономики, вызванные в том числе пиковыми уровнями нефтяных котировок в конце лета — начале осени, спровоцировали международных инвесторов к поиску надёжных активов для вложения своих средств, а ФРС США — к продолжению политики роста ставок, что обуславливает привлекательность американской валюты. При этом характерно, что усиления инфляции опасается не только в США — на проведение рестриктивной политики нацелены в настоящее время центральные банки многих стран. Так, Европейский Центральный банк повысил ставку до 2,25% после удержания её на рекордно низком уровне в течение пяти лет, Банк Японии всё чаще говорит о скором отходе от политики нулевых процентных ставок. Центральные банки Австралии, Канады, Новой Зеландии, Южной Кореи также ужесточают свою денежно-кредитную политику», — отметил В. Калугин.


«Однако причины интереса к золоту лежат в данном случае несколько глубже, чем просто прогнозы усиления инфляции. Дело в общем опасении, которое в настоящий момент накапливается в мире по поводу перспектив американской экономики с её огромным «двойным дефицитом» — торгового баланса и государственного бюджета — который не только не демонстрирует тенденцию к снижению, но и растёт угрожающими темпами. Показательно, что 2 декабря Алан Гринспен в своей речи также упомянул эту проблему, сказав, что благоприятная макроэкономическая статистика, выходящая в США в последнее время, не должна отвлекать внимание от того, что «…бюджетное положение значительно ухудшится в ближайшее время, если не будут предприняты масштабные меры по сокращению дефицитов». Пока же мы таких мер не видим, поэтому, как только ФРС прекратит повышать ставки, данный негатив немедленно скажется на долларе, поэтому долгосрочные инвестиции в американскую экономику вообще и в доллар в частности сопряжены с риском. Однако, кроме доллара, других альтернатив у инвесторов в настоящее время по существу не особенно много — поскольку европейская экономика переживает сложный этап интеграции стран, входящих в ЕС, в по-настоящему единое экономическое пространство, а японская экономика только-только выбирается из дефляционной ямы, вложения в евровые и иеновые активы не могут рассматриваться в качестве достойной альтернативы. Инвестиции в развивающиеся страны, и прежде всего в Китай — также сопряжены с повышенным риском. Рынок недвижимости — это вообще не тот рынок, который может уберечь Ваши деньги от кризиса. Поэтому золото является, по сути, одной из немногих альтернатив в сложившейся ситуации», — рассказал В. Калугин.


«Кроме того, в последнее время произошёл коренной перелом в настроении многих центральных банков, до этого державших курс на распродажу своих золотых запасов, что во многом было причиной падения цены золота в 80-х и 90-х годах: если в начале восьмидесятых цена на благородный металл приближалась к $700 за тройскую унцию, то затем она практически неуклонно снижалась. Теперь же многие центральные банки диверсифицируют свои золотовалютные резервы, стремясь уйти от большой доли доллара и не рискуя слишком увеличивать долю других валют, а поэтому вновь могут приступить к покупкам золота. Кроме всем известного заявления Банка России по этому поводу, в аналогичных намерениях подозреваются центральные банки Аргентины, ЮАР, Венесуэлы и Ирана. Кроме того, по мнению многих, к подобному шагу может прибегнуть также Китай, если он продолжит политику ухода от привязки юаня к доллару. Следует также отметить, что падение цены на золото в конце ХХ века вызвало снижение его производства, поэтому сейчас мы имеем и, скорее всего, будем иметь ещё некоторое время стойкое превышение спроса над предложением», — отметил В. Калугин.


«Ответ на вопрос относительно перспективности золота в качестве инвестиций и накоплений всё же не столь однозначный, как это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что нынешние уровни были достигнуты слишком быстро, а потому велика вероятность коррекции, которая может наступить после новогодних праздников, когда спрос на золото, предъявляемый ювелирными компаниями в преддверии сезона подарков, сократиться и краткосрочные спекулянты начнут фиксировать прибыль. В долгосрочной же перспективе золото, по нашему мнению, является привлекательным активом, может быть, проигрывающим иногда в доходности, однако гарантирующим высокую сохранность сбережений», — заключил В. Калугин.


Другие материалы по теме: