Екатеринбургская Неделя прет-а-порте: между шоу и бизнесом

Аналитический бюллетень «VIP-консультант» подводит итоги VIII Недели прет-а-порте в Екатеринбурге.

Российская модная индустрия на протяжении последних лет переживает этап становления, связанный с переходом от штучного производства «одежды не для всех» к массовому выпуску серийных дизайнерских вещей, рассчитанных на широкий круг потребителей, традиционно относимых к «среднему классу». Многочисленные талантливые дизайнеры, до последнего времени работавшие только «под заказ», начинают искать пути взаимодействия с представителями производства для того, чтобы запускать собственные изделия в серийное производство, вывести их на розничный рынок. Одним из симптомов этого движения стало развитие в России модных показов, различных fashion-мероприятий и «недель прет-а-порте», призванных стать местом встречи дизайнеров и представителей розничного бизнеса, инструментом для продвижения имен модельеров и их торговых марок.

тенденции

Как уже отмечал аналитический бюллетень «VIP-консультант», после VII Недели прет-а-порте в Екатеринбурге, прошедшей апреле 2005 года, в регионах сейчас подобные мероприятия находятся на некотором перепутье, в точке выбора дальнейшего вектора развития. В настоящее время эксперты в области модной индустрии отмечают два возможных направления эволюции региональных показов.

С одной стороны, сами дизайнеры более всего заинтересованы в развитии бизнес-составляющей подобных мероприятий, направленной на удовлетворение их экономических интересов, прежде всего — на рыночное продвижение коллекций и торговых марок. При этом дефиле фактически превращаются в места встречи дизайнеров и их экономических контрагентов — баеров и представителей массового производства, тех, кто обеспечивает связь модельера с конечным покупателем. Большое значение в этом случае играет и пресса, прежде всего — специализированные издания, способные внести реальный вклад в промоушн дизайнеров и их изделий, повысить их узнаваемость и популярность. Очевидно, что в подобных мероприятиях основной заинтересованной стороной и заказчиком, готовым платить деньги за участие, выступают именно дизайнеры.

Второе направление развития модных показов — это превращение их в зрелищное шоу. Основной задачей организаторов в таком случае становится повышение посещаемости мероприятия, а его экономическая целесообразность определяется количеством проданных билетов и прав на показ дефиле телевизионным каналам. Центральным объектом промоушна подобных мероприятий становятся не дизайнеры (которые при этом должны выступать, скорее, в качестве «приглашенных звезд», сколько спонсоры показа).

Оба этих направления могут быть совмещены в рамках одного мероприятия, примеры чего демонстрируют как крупнейшие национальные российские дефиле, такие как Российская неделя моды (Russian Fashion Week) или Московская неделя моды (Moscow Fashion Week). VII Неделя прет-а-порте в Екатеринбурге также совмещала в себе оба этих направления, сочетая элементы шоу и бизнес-составляющей. Однако уже по её окончании эксперты не раз высказывали мысль о том, что на региональном уровне, где возможности и организаторов, и участников значительно отличаются от столичных и, тем более, зарубежных, необходима определенная специализация, которая может дать возможность на достойном уровне воплотить хотя бы одно из направлений вместо того, чтобы, распылив силы и на бизнес, и на шоу, не получить никакого позитивного результата.

шоу

VIII Неделя прет-а-порте в Екатеринбурге, прошедшая осенью 2005 года, определенно совершила поворот в сторону шоу. Продюсерами Недели была предпринята попытка усилить зрелищный момент модных показов. Для этого, в частности, площадка Театра юного зрителя была сменена на более статусную в Атриум Палас Отеле, был использован новый, по оценкам ряда экспертов — более профессиональный подход к освещению зала и подиума. По мнению специалистов, при подготовке мероприятия продюсерами была предпринята попытка следовать общим стандартам показов, задаваемым крупнейшим отечественным национальным fashion-мероприятием — Российской неделей моды. Об этом, в частности, свидетельствует трансляция дефиле на плазменных телевизионных панелях, традиционное для подобных показов размещение зрительских мест вдоль подиума (на предыдущих Неделях показы проходили на обычной театральной сцене, зрители находились в зале и сидели перпендикулярно движению моделей). Был учтен ряд требований к организации «костюмерного» пространства, а также к подбору и предоставлению моделей для показов.

В целях увеличения динамичности Недели, все показы в её рамках были проведены всего за 3 дня. Одновременно было сокращено и количество участников дефиле — если в VII Неделе прет-а-порте принимало участие 35 модельеров, то в VIII — только 22.

«Необходимо отметить, что нам предоставили достаточное количество обширных помещений за сценой для переодевания участников показов. Кроме того, профессионально работали парикмахеры и визажист», — отмечает одна из участниц Недели, дизайнер Лариса Селянина.

В то же время превращение Недели в «шоу» не могло не сказаться на формате мероприятия. Для многих его участников было очевидно, что главными действующими лицами на нем были не уральские модельеры, а спонсор Недели — торговая марка Utel (бренд ОАО «Уралсвязьинформ») и его продюсер — PR-агентство «Ньютон». Особое внимание было уделено московским участникам дефиле. Уральские дизайнеры, по их собственному признанию, «чувствовали себя чужими на этом празднике жизни».

Так, имена и торговые марки дизайнеров отсутствовали в большинстве рекламных материалов, распространенных организаторами, в том числе — на рассчитанных на наиболее массовую публику биллбордах, «растяжках» и телевизионных роликах. «Организаторы рекламировали себя, а не нас, и это чувствовалось во всех материалах «Недели», — отмечает один из дизайнеров.

В информационном издании Недели — «Листке-газете» — по мнению участников, имелись явные информационные пробелы, что не позволило составить представление о коллекции дизайнера и узнать имя автора.

Схожий подход был применен и при отборе гостей показов. Как отмечают дизайнеры, на VIII Неделе фактически отсутствовал такой важный элемент как «модная» публика, которая является своего рода индикатором популярности мероприятия. «Отсутствие «модных» зрителей отметили многие участники «Недели прет-а-порте», в том числе и московские дизайнеры Ольга Комиссарова и Максим Чернецов», — отметил управляющий директор марки «Julia Dima» Дмитрий Филатов.

Эксперты отмечают, что билеты на показы были распространены, в первую очередь, сообразно интересам продюсеров и спонсоров. В результате в относительно небольшом зале Всемирного торгового центра оставалось достаточное число свободных мест. По словам участников Недели, во время многих показов зал оставался полупустым. «Я, конечно, не могу говорить за все три дня, в течение которых проходили дефиле, но в тот день, когда мы представляли свою коллекцию, посетителей было явно недостаточно», — сообщил Дмитрий Филатов.

бизнес

В то же время следует отметить, что организаторами Недели не был выдержан один из основных принципов организации шоу — оплата труда его участников. Дизайнеры, предоставившие свои коллекции для участия в Неделе, не только не получили за это соответствующей платы, но и сами были вынуждены платить вступительные взносы. По мнению продюсеров мероприятия, данная плата взималась с них за промоушн их коллекций и предоставление возможности вывести свои дизайнерские решения на массовый рынок. Однако значимость VIII Недели прет-а-порте в качестве бизнес-мероприятия, способного оказать реальную помощь дизайнеру, стремящемуся к выходу на розницу, была поставлена под сомнение самими участниками прет-а-порте.

Главной задачей организаторов модного показа, рассматриваемого в качестве бизнес-мероприятия, традиционно представляется организация поддержки дизайнерам в их стремлении установить контакты с профессиональными баерами, либо с производственными предприятиями, готовыми массово производить их продукцию. Второй задачей показов является реклама имени дизайнера или торговой марки, повышение их узнаваемости.

Таким образом, говорить о бизнес-составляющей модного показа можно только в том случае, если, во-первых, на показах присутствуют баеры, представители магазинов и бутиков, которые заинтересованы в приобретении моделей. Во-вторых, приглашение на дефиле должны получить представители производственных предприятий, посредством которых модельеры имеют возможность начать производство своих коллекций в различных размерных рядах и цветовой палитре. В третьих, дизайнерские показы обеспечиваются мощным рекламным сопровождением, в частности, в средствах массовой информации. Именно присутствие большого числа профессиональных фотографов и телеоператоров, способных создать зрелищный видеоряд, во многом определяет качество промоушна модного показа.

Участники VIII Недели прет-а-порте отмечают, что ни одна из этих задач в ходе прошедших показов выполнена не была. У наблюдателей сложилось впечатление, что, поставив перед собой задачу организовать промоушн спонсора и самих себя, продюсеры Недели забыли об основной массе участников.

Важнейшая составляющая бизнес-стороны «Недели» — баеры — фактически остались незамеченными дизайнерами. На пресс-конференции, посвященной открытию Недели, были представлены только 3 баера, однако впоследствии многие участники не могли встретиться и с ними.

«Организаторы не сочли необходимым ознакомить нас с составом байеров или провести в средствах массовой информации интервью с представителем нашей марки», — заявила Вера Шолохова.

«Я не ожидала от участия в «Неделе прет-а-порте» коммерческого эффекта», — сообщила дизайнер одежды Татьяна Колпакова. — Мне не нужны единичные заказы и покупки моих моделей, которые могут мне предложить организаторы «Недели прет-а-порте» в рамках проводимого ими шоу-рума. Поэтому я отказалась участвовать в нем. Байеров, которые могли бы предложить мне сотрудничество в «глобальных» масштабах на показах также не было. Присутствовавшая Ирина Ашкенази, владелица магазина в Санкт-Петербурге, готова купить 1-2 вещи, что мне также не очень интересно».

Ряд нареканий вызвала и организация освещения VIII Недели прет-а-порте в средствах массовой информации. По словам модельеров, ни в одном из региональных печатных изданий они не могли обнаружить адекватных материалов о ходе Недели, которая преподносилась организаторами в качестве одного из центральных событий культурной жизни Екатеринбурга и всего Урала. Аналогичная ситуация сложилась и с местными телеканалами. Участники полагают, что продюсерам не удалось должного пула СМИ и организовать в печати и на телевидении достойного видеоряда. По итогам пресс-клипов, количество публикаций и видеосюжетов по итогам недели оказалось даже меньше, чем на предыдущем мероприятии. В итоге, по мнению целого ряда экспертов в области работы с прессой, мероприятие прошло практически незамеченным не только для широкой аудитории, но и для многих специалистов.

«На телевидении рекламы дизайнеров я вообще не видела, — отмечает дизайнер Татьяна Колпакова. — Растяжки размещены, с моей точки зрения, нелогично. Поэтому, я не знаю, о каком коммерческом эффекте можно говорить в связи с «Неделей прет-а-порте».

привилегированные

VIII Неделя прет-а-порте в Екатеринбурге изначально позиционировалась как региональное мероприятие, одной из основных целей которого была обозначена поддержка местных дизайнеров. В связи с этим не всем участникам недели оказалось понятно повышенное внимание и определенные преференции организаторов, предоставляемые московским участникам показов.

Представленные в рамках «Недели» коллекции московских дизайнеров Ольги Комиссаровой и Максима Чернецова были представлены как центральная и наиболее значимая часть дефиле. Более того, по информации, полученной от дизайнеров, москвичи не платили за участие в показах, в то время как екатеринбургские дизайнеры, по словам члена Межрегиональной Ассоциации «Большой Урал» Михаила Волкова, должны были внести порядка 10 тысяч рублей. Эту информацию подтвердила представитель торговой марки «Ольга Комиссарова» Евгения Подарина. «Мы были приглашены в качестве гостей и оплачивали только выход моделей, но взносов за участие в мероприятии не делали», — сообщила она.

Следует отметить, что Максим Чернецов осенью 2005 года открыл в Екатеринбурге собственный бутик, и его промоушн в рамках Недели мог бы рассматриваться в качестве рекламной акции, если бы официально он не являлся бесплатным, то есть, фактически, проведенным на деньги спонсоров показов и других участников, внесших членские взносы.

Недоумение участников вызвало и предвзятое отношение продюсеров к некоторым участникам «Недели». «Основной «напор» рекламной информации шел относительно Сергея Теплова и его коллекции. Фактически это была информация об одном участнике», — отметила дизайнер Татьяна Колпакова.

Следует отметить, что показ моделей Сергея Теплова, сотрудничающего с продюсерами, был проведен не в рамках общего дефиле, а отдельно. По мнению экспертов, данный факт может свидетельствовать о желании продюсеров выделить Теплова из общего фона показов.

итог

Вполне возможно, что продюсеры VIII Недели прет-а-порте в Екатеринбурге решили собственные задачи по освоению выделенных спонсорами бюджетов, продвижению отдельных участников на местном рынке, а также смогли организовать собственный промоушн. Однако, как отмечают участники данного мероприятия из числа уральских и московских дизайнеров, в ходе Недели и не были организованы условия для реализации их собственных целей и задач: промоушна имен и торговых марок, создания связей с производителями и крупными торговыми организациями, налаживания сбыта своей продукции.

В целом, по словам ряда участников «Недели», она выглядела скорее как акция по продвижению спонсоров и продюсеров мероприятия, нежели как промоушн имен и идей талантливых уральских дизайнеров.

«После VIII Недели прет-а-порте у нас осталось ощущение, что мы заплатили деньги, чтобы устроить другим праздник», — сообщила заместитель директора торговой марки «Нахаленок» Вера Шолохова. — В целом я полагаю, что «Неделя прет-а-порте» не может дать возможность найти реальные деловые контакты».

В такой ситуации, по мнению экспертов, региональному дизайнеру, стремящемуся найти деловых партнеров как среди баеров, так и среди производителей, готовых наладить выпуск массовых изделий на основе его коллекций, целесообразно участвовать в крупных московских показах. Несмотря на то, что стоимость участия в них значительно выше, они способны дать реальную экономическую отдачу.

О необходимости участвовать в московских показах говорит и опыт последней екатеринбургской Недели: в ситуации, когда «приглашенные звезды» освобождаются от уплаты взносов и получают привилегированные условия для показов, региональным дизайнерам есть смысл переходить в разряд таких «приглашенных звезд». Путь к этому, по всей видимости, только один, и его показал все тот же Сергей Теплов — это участие в крупных федеральных показах.

О готовности пойти по этому пути уже заявили и другие региональные дизайнеры. Так, представители ТМ «Нахаленок» сообщили, что в настоящее время стоит вопрос будущего участия марки в «Неделе прет-а-порте». «По моему мнению, он может решиться так, что мы не будем больше выставлять коллекции на региональных мероприятиях, а представим свои модели на федеральных показах», — заявила Вера Шолохова.


Другие материалы по теме: