Екатеринбург может потерять шанс стать «Уральским Лас-Вегасом»

Меры, направленные на сдерживание развития игорного бизнеса в Свердловской области могут лишить Екатеринбург возможности стать туристическим центром федерального масштаба.

Представители властных кругов Свердловской области и Екатеринбурга не раз заявляли о существовании планов по превращению Екатеринбурга в развитый туристический центр. На развитие туристических программ из бюджетов различных уровней ежегодно выделяются значительные объемы бюджетных средств. Однако до сих пор не получено ответа на вопрос, кто и зачем будет приезжать в «Уральскую туристическую Мекку».

Очевидно, что климатические условия Среднего Урала не позволяют надеяться на превращение нашего города в курорт. Исторические памятники Екатеринбурга, способные привлечь внимание туристов, немногочисленны, а экскурсия по местам расстрела царской семьи и посещение границы Европы и Азии может занять гостей города максимум на день.

Бизнес-туризм, который на данный момент является основной формой привлечения в Екатеринбург гостей из-за рубежа, вряд ли сможет обеспечить существование в городе развитой туристической индустрии: менеджеры зарубежных компаний, приехавшие ознакомиться с достижениями уральской промышленности, едва ли будут столь многочисленны.

туристы

До последнего времени наиболее перспективным направлением въездного туризма наблюдателям представлялось привлечение в Екатеринбург обеспеченных жителей Тюменского Севера, которые обладают высоким уровнем доходов. В то же время большинство городов Тюменской области отличается достаточно «пуританским» и патриархальным духом, и не располагает собственной индустрией развлечений, способной удовлетворить потребности взыскательной аудитории. Кроме того, сами жители относительно небольших северных городов, в которых, как правило, все знают друг друга в лицо, не всегда оказываются готовыми активно отдыхать «на людях». В результате сейчас многие состоятельные северяне проводят свой уик-енд в Москве, которая может предложить им развитую систему досуговых учреждений, включающую в себя такие обязательные составляющие активного отдыха как рестораны, развлекательные центры, казино, ночные клубы, объекты шопинга.

Екатеринбург может конкурировать со столицей в борьбе за средства состоятельных северных туристов, так как имеет перед ней целый ряд существенных преимуществ. Во-первых, Екатеринбург значительно ближе к Тюмени и основным нефтяным центрам, таким как Сургут, Нижневартовск и Ханты-Мансийск, лететь до него и быстрее, и дешевле, что имеет особое значение в случае «туристического уик-энда». Во-вторых, Екатеринбург на порядок более «дешевый» город, нежели Москва. Это касается и стоимости проживания в гостиницах, и среднего чека в ресторанах, и цен в развлекательных центрах. По расчетам туристических фирм, равноценный «активный ночной отдых» в Екатеринбурге может быть дешевле московского в 2-10 раз.

Подобного рода туризм мог бы дать Екатеринбургу «путевку в будущее». Примером того, как город может преобразиться за счет туризма подобного рода, в какой-то мере, может служить Лас-Вегас — город, существующий исключительно за счет индустрии развлечений и игорного бизнеса.

Конечно, для того, чтобы перенаправить финансовый и туристический поток из нефтегазовых регионов в Екатеринбург, городу необходимо повысить свою привлекательность в качестве туристического центра. На данный момент, в соответствии с запросами потенциальных туристов, такими объектами являются заведения сферы развлечений и игорного бизнеса. Следует отметить, что уже сейчас в городе функционирует несколько десятков ресторанов, 19 казино, несколько крупных универсальных развлекательных центров и ночных клубов. Анализируя ситуацию на рынке игорного бизнеса в соседних регионах, следует отметить, что в настоящий момент Свердловская область замыкает тройку лидеров после Москвы и Санкт-Петербурга по уровню развития игорного сектора. Увеличение числа игорных и развлекательных заведений, а также развитие соответствующей туристической инфраструктуры позволило бы перехватить инициативу у Москвы.

В случае, если привлечение средств тюменских туристов стало бы одним из приоритетных направлений развития Екатеринбурга, рост туристического потока неизбежно вызвал бы развитие и других, смежных сфер экономики. Обеспеченные северяне будут приезжать в Екатеринбург с женами и детьми, что даст стимул для развития торговли, сферы услуг (например — в области косметологии, оздоровления, детских развлечений). Неизбежно будет развиваться транспортная инфраструктура, от аэропорта «Кольцово», который до качества дорог. Не исключено, что более востребованной станет и сфера культуры. Следствиями станут рост налоговых поступлений, увеличение числа рабочих мест, общий рост благосостояния жителей города.

препятствия

Однако Екатеринбург может потерять свой шанс стать «Уральским Лас-Вегасом». Игорный бизнес и индустрия развлечений — единственное, что может привлечь туристов с Севера в Екатеринбург, — могут быть свернуты в результате реализации ряда решений органов областной власти.

Так, с 1 января 2006 года на территории Свердловской области будут действовать новые налоговые ставки в отношении объектов игорного бизнеса. В результате налоговая нагрузка на этот вид бизнеса возрастет на 60%. По мнению представителей игорной индустрии, это может привести к сворачиванию и уходу «в тень» целой отрасли бизнеса, её стагнации и даже деградации.

По мнению президента Уральской ассоциации игорного бизнеса Алексея Галагузова, увеличение расходов игорных заведений приведет к тому, что они не смогут выделять адекватных средств на собственное развитие, и, как следствие, будут проигрывать конкурентную борьбу коллегам из других регионов.

«Увеличение налога на игорный бизнес на 60% может привести кряду нежелательных для всех участников рынка игорного бизнеса последствий. В первую очередь она очень сильно ударит по мелким представителям игорного бизнеса, хотя сейчас активно обсуждается тема о необходимости поднятия малого бизнеса. Мелкие предприниматели будут вынуждены по возможности уходить от налогов, потому что новая налоговая ставка для них окажется непосильной. Так как у мелких предпринимателей есть дорогостоящее оборудование, которое сложно будет кому-либо продать, игровые клубы будут разбиваться на одиночные точки по 2-3 автомата. В результате мы вернемся к той ситуации на рынке игорного бизнеса, которую мы наблюдали несколько лет назад», — полагает Алексей Галагузов.

«Подобные действия приведут к тому, что будут уволены сотни работников сферы игорного бизнеса, закроются все игорные заведения Свердловской области», — полагает начальник управления эксплуатационных игровых залов ООО «Клондайк» Александр Савинков.

Параллельно депутатами Областной думы рассматривается возможность вынесения всех игровых заведений региона за пределы крупных городов в особые зоны. «Если Правительство Российской Федерации предоставит регионам право выносить игорные заведения в свободные экономические зоны, то наши власти непременно это сделают. Например, в Армении есть подобная практика. Там городок игорных заведений вынесен за пределы Еревана. Он расположен в 40 км от столицы. В этом месте собраны игорные заведения всей республики. Это для Свердловской области, как и для многих других регионов России, очень показательный пример», — считает заместитель председателя комитета по бюджету, финансам и налогам Областной Думы Законодательного собрания Свердловской области Евгения Талашкина.

В то же время представители игорной индустрии полагают, что подобная инициатива может привести к полному уничтожению данного вида бизнеса в регионе. «В ближайшее время вынесение всех игорных заведений Свердловской области в отдельные муниципалитеты абсурдно. Мы знакомы с подобным опытом Европы и Америки, но ситуация с игорным бизнесом там совершенно иная. В Америке и ряде европейских стран власти изначально дали разрешения предпринимателям сферы игорного бизнеса на размещение игорных заведений только в свободных экономических зонах. Следовательно, игорный бизнес развивался у них именно по такому пути», — заявил начальник управления эксплуатационных игровых залов ООО «Клондайк» Александр Савинков.

«Подобный опыт существует в Америке, но у них это является многолетней практикой. На наш взгляд, это неприемлемо даже для московских операторов. Следовательно, можно предположить, что в данном случае игорный бизнес исчезнет совсем», — сообщили в Уральской ассоциации развития игорного бизнеса.

В то же время принятие подобного решения окончательно отнимет у Екатеринбурга шанс стать «Уральским Лас-Вегасом». Впрочем, вряд ли центром игорного бизнеса федерального масштаба, способным привлечь туристов с нефтеносного севера, удастся стать другому городу Свердловской области: ни один из них не имеет необходимой для этого инфраструктуры, налаженных транспортных потоков, гостиничного сектора, сферы сопутствующих товаров и услуг.

перспективы

Следует отметить, что, как в Свердловской области, так и в целом по России, кампания, развернутая против игорного бизнеса, ведется исходя из сугубо нерыночных оснований. Так, в ряде областей Центральной России и Поволжья (Самарская, Белгородская) властями приняты решения о выносе игровых аппаратов за пределы населенных пунктов, в Чечне игорный бизнес запрещен полностью. Одновременно в средствах массовой информации регулярно появляются сюжеты, дискредитирующие игорный бизнес. Во всех случаях в полемике с представителями индустрии их противники используют риторику, весьма далекую от рыночной — в качестве доводов используются такие тезисы как несоответствие игорного бизнеса религиозным обычаям, болезненное пристрастие к игре отдельных жителей, аморальность самого процесса игры на деньги. При этом экономические выгоды, приносимые игорным бизнесом регионам, как правило, во внимание не принимаются.

Так, эксперты данного рынка отмечают, что принятие решения о резком повышении налога на игорный бизнес не было обусловлено экономическими причинами, такими как стремление увеличить областной бюджет. Наоборот, представители игорного бизнеса полагают, что закон вызовет уменьшение поступлений за счет того, что многие предприниматели не смогут выплачивать такие налоги и либо свернут бизнес в Свердловской области, либо перейдут «в тень». В результате целая отрасль бизнеса, которая могла бы дать Екатеринбургу возможность для выхода на принципиально иной уровень развития, оказалась принесенной в жертву политическим.

«На мой взгляд, принятая ставка налога на игорный бизнес в экономически не обоснована. Наша ассоциация в течение октября плотно работала с бюджетным комитетом, в результате чего были сделаны грамотные экономические выкладки. Первоначально Министерство экономики Свердловской области заявило о решении увеличить налог на 20% в связи с тем, что доходы населения, по его прогнозам, в следующем году увеличатся на 20%. Такое повышение налоговой ставки было бы естественным и целесообразным. На бюджетном комитете, совместно с депутатами Городской и Областной Думы, специалистами налоговой службы, представителями от министерства торговли, питания и услуг, а также предпринимателями данной сферы бизнеса было решено, что необходимо увеличить налог на игорный бизнес на 40%. На заседании Думы была вынесена еще одна поправка, представленная депутатом Архиповым, который предложил увеличить ставку практически на 100 %. Он мотивировал свою поправку только тем, что игорный бизнес — это зло. Я же считаю, что эта ставка экономически необоснованна», — отметил Алексей Галагузов.

При этом эксперты не исключают, что при подобных условиях налогообложения игорный бизнес может мигрировать за пределы Екатеринбурга и даже Свердловской области в другой крупный населенный пункт, готовый стать «новым Лас-Вегасом». В этом случае уже состоятельные екатеринбуржцы будут ездить в туры «за азартом» и оставлять свои деньги в чужой казне.


Другие материалы по теме: