«Областная газета» и Евгений Ячменев: «И никуда нам не деться от этого?»

30 декабря 2005 (08:30)

«Реклама несколько портит путешествие. Куда бы ни был направлен взгляд путешественника, он обязательно натолкнется на какую-то просьбу, требование, надоедливое напоминание. Если вы хотите, чтобы вашим словам поверили, повторяйте их как можно чаще», — еще в 30-е годы прошлого века роль и место рекламы в нашей жизни попытались осмыслить в «Одноэтажной Америке» Ильф и Петров. Хотя, конечно, «отцы» Остапа Бендера и в страшном сне не могли представить, что их ироничные замечания по поводу назойливой американской рекламы станут актуальными и для улиц российских городов.

Государственная Дума перенесла рассмотрение во втором чтении новой редакции закона «О рекламе» на январь. Депутат Алексей Митрофанов, предложивший снять законопроект с рассмотрения, заявил, что наружная реклама в представленной редакции фактически получается бесконтрольной. Его поддержала первый заместитель председателя Госдумы Любовь Слиска, заявившая, что данная редакция сделана в пользу рекламодателей, и необходимо создать рабочую группу для доработки законопроекта.

То, что вопрос с регламентацией размещения рекламы, особенно наружной, назрел и даже перезрел, видно, что называется, невооруженным глазом. Достаточно пройти, а тем более проехать по улицам городов, особенно центральным. И Екатеринбург здесь не исключение.

Если раньше видимость городской панорамы определялась наличием или отсутствием тумана, то сейчас при любой погоде взгляду открывается сплошное пятно растяжек. Плюс громоздкие тумбы на тротуарах, особенно облюбовавшие самые оживленные перекрестки. И сколько бы ни спорили рекламисты и служба безопасности движения о том, опасно такое соседство или нет, ну скажите на милость, разве не дрогнет рука, причем у водителей обоего пола, при виде роскошной красавицы в дорогом нижнем белье?

Можно сколько угодно запрещать рекламу алкоголя и табака на телевидении и радио. Какой, скажите, в этом смысл, если улицы того же Екатеринбурга напичканы рекламой данной продукции так, что даже абсолютный трезвенник в конце концов плюнет на всё и завернёт после напряжённого трудового дня в ближайший магазинчик. Что уж говорить о молодежи, еще более подверженной потреблению того, что модно.

Количество рекламы на наших улицах — это, пожалуй, даже вопрос не регламента, его в конце концов всегда можно истолковать в выгодном для себя свете, а внутренней культуры, уважения к своему городу, к самим себе. Потому как утыканный популярными потребительскими брэндами исторический центр города — явление для страны, уважающей свою культуру, попросту немыслимое.

Будем надеяться, что в январе 2006 года депутаты Государственной Думы предпримут еще одну попытку остановить рекламную вакханалию. Специалисты-рекламщики опасаются, что новые требования приведут к большим убыткам. Будем надеяться, что народные избранники не сочтут это серьезным аргументом и подумают не о доходах рекламных компаний, а о самочувствии простых граждан, которые на каждом шагу утыкаются носом в рекламные щиты.

И напоследок еще одна цитата из Ильфа и Петрова: «Реклама до такой степени проникла в американскую жизнь, что если бы в одно удивительное утро американцы, проснувшись, увидели 6ы, что реклама исчезла, то большинство из них очутилось бы в самом отчаянном положении... Жизнь усложнилась бы до невероятия. Над каждым своим жизненным шагом приходилось бы думать самому. Нет, с рекламой значительно легче».

Ироничным авторам «Одноэтажной Америки» действительно было значительно легче. Они-то могли сесть на трансатлантический пароход «Маджестик» и уехать в советскую страну, где лучшей рекламой было: «В рекламе не нуждается». А нам-то как быть?


Другие материалы по теме: