«Коммерсантъ», Татьяна Шушакова пишет: «Мирэль» испекла торты для американцев. Компания начала экспансию на зарубежные рынки»

13 января 2006 (10:58)

Вчера президент ОАО «Хлебпром» (торговая марка «Мирэль», Челябинск) Илья Мительман сообщил «Ъ» о выходе компании на рынок США. По его словам, это позволит предприятию расширить географию продаж и увеличить объем прибыли. Между тем эксперты считают, что поставки российских производителей пищевой промышленности на запад убыточны. По их мнению, экспансия в США для «Хлебпрома» не более чем PR-ход в условиях жесткой конкуренции на отечественном рынке кремовых изделий.

Как рассказал господин Мительман, планы о выходе на рынок США у «Хлебпрома» появились еще два года назад. «В связи с этим была проведена большая подготовительная работа. В частности, в модернизацию производства мы вложили $5 млн. При этом мы провели экспансию без вложений в построение логистики. Эти расходы взяли на себя наши партнеры — две крупные американские оптовые компании», — сообщил он. Первую пробную продукцию торговой марки «Мирэль» предприятие отправило в Америку в конце 2005 года, в преддверии новогодних праздников. Как пояснила директор по маркетингу «Хлебпрома» Наталья Никитина, в Нью-Йорк поступило 16 тонн тортов 30 наименований. «В планах предприятия на 2006 год обеспечить поставку в США 7-8 тонн продукции под брендом «Мирэль» ежемесячно, а также в перспективе выйти на рынок кремовых изделий Канады», — сказала она. Руководство «Хлебпрома» считает, что торты «Мирэль» будут конкурентоспособны на американском рынке в среднем ценовом сегменте. По словам господина Мительмана, в настоящее время обсуждается вопрос о формировании бюджета на рекламное продвижение торговой марки «Мирэль» в США. Предполагаемую сумму затрат он отказался назвать, однако, по оценкам экспертов, она составит не менее $10-15 млн в год.

«Ъ» ОАО «Хлебпром» (Челябинск) разработал и вывел на рынок торговую марку «Мирэль» (что означает мир эльфов, мир вкусов и фантазий) в марте 2002 года. Сегодня объем производства кремовой продукции на предприятии составляет 30 тонн в сутки. Емкость российского рынка мучных кондитерских изделий, по данным Госкомстата, составляет 1 млн тонн. «Мирэль» сегодня занимает около 4% российского рынка. В Уральском регионе доля рынка бренда «Мирэль» составляет более 40%. Ассортимент кремовой кондитерской продукции компании около 70 наименований. По итогам 2005 года оборот компании составил 1,5 млрд рублей. В 2005 году «Хлебпром» начал поставки продукции в Израиль.

Участники рынка называют экспансию «Хлебпрома» на американский рынок прецедентом на российском рынке пищевой промышленности. По их словам, ранее никто из производителей не рисковал выходить на рынок США: на доставку конечному потребителю требуется много времени, а этот вид продукции в основном имеет ограниченный срок действия. К тому же экспансия российских пищевиков на западные рынки в лучшем случае приносит несущественную прибыль, в худшем — убыточна. Так, директор по коммерции и развитию ОАО «Макфа» Дмитрий Мешков рассказал в беседе с корреспондентом «Ъ»: «Наша компания в течение полутора лет поставляет макароны из твердых сортов пшеницы в Германию. В первую очередь продукция ориентирована на русскоязычное население. Однако эти поставки мизерные. При ежемесячном объеме продаж 12-13 тыс. тонн в Германию уходит не более 20 тонн продукции. Однако пока поставки в Европу не окупаются. Инвестиции в продвижение продукта составляют миллионы долларов, однако мы продаем макароны по российским ценам — 30-34 рубля за килограмм». По словам господина Мешкова, продвижение российских товаров на западные рынки тормозится по нескольким причинам: в частности, высокие пошлины на ввоз продукции в страны Евросоюза (0,3 евро за килограмм) и низкие квоты для экспортеров.

Аналитики сходятся во мнении, что выход отечественных производителей на западные рынки — всего лишь имиджевый ход для компаний. «Российские пищевики не смогут завоевать даже мизерную долю европейского или американского рынков, так как местные производители более конкурентоспособны и по цене, и по качеству продукции. Для наших производителей — это PR-ход», — считает аналитик ИК «Атон» Алексей Языков. С его мнением согласен и аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков: «В настоящее время на рынке кондитерских изделий, в частности, на рынке кремовых изделий очень высокая конкуренция. Массовое появление небольших региональных кондитерских цехов вызвало отток клиентов у крупных федеральных производителей. Сейчас они пытаются увеличивать объемы продаж за счет масштабной рекламы и различных PR-методов».


Другие материалы по теме: