На намечающийся рост цен на мясо работают также элементы ажиотажной технологии

14 марта 2006 (16:15)

В феврале 2006 года в России был применен механизм организации повышенного спроса на отдельные продукты питания за счет организации его локального дефицита, возникшего на рынке соли. Пользуясь ажиотажно возникшим спросом, искусственно подогреваемым слухами и средствами массовой информации, оптовым и розничным торговцам солью удалось поднять цены на свой товар в 2-10 раз, объемы продаж – в 1,5-4 раза, в краткий срок получив прибыли, значительно превышающие обычные. Практически одновременно схожий рыночный маневр удалось осуществить торговцам сахаром – цены на этот продукт в краткосрочный период также поднялись на 50-100% при существенном увеличении объемов сбыта продукции.

У экспертов, наблюдающих за продовольственным рынком России, складывается впечатление, что схожим механизмом стимулировании ажиотажного спроса были бы не против воспользоваться и представители других сегментов пищевой отрасли. Так, наблюдатели не исключают, что следующий «бум», связанный с резким ростом цен, может произойти на мясном рынке России.

Первые признаки его можно заметить уже сейчас: за прошедшую неделю цены на говядину выросли на 3% и аналитики рынка мясопродуктов говорят о возможном продолжении роста уже в ближайшие дни. Для этого, как и в случае с солью, существуют определенные объективные перспективы, способные создать некоторый дефицит мясной продукции: Аргентина ввела полугодичный запрет на экспорт говядины. Следует отметить, что примерно половина всей говядины, ввозимой в РФ, до последнего времени производилась именно в этой южноамериканской стране, и потреблялась в московском регионе.

«Пока еще преждевременно говорить об обвальном росте цен на мясосырье, но в свете последних изменений, связанных с решением правительства Аргентины этот рост неизбежен», — отмечают в Уральском мясном союзе. По словам координатора УМС Ивана Блинова, ситуацию можно немного скорректировать, открыв других крупных импортеров – Бразилию или Китай, но, по всей видимости, в ближайшее время этого не произойдет. В результате на рынке возникнет дефицит мяса, который приведет к скачку цен, который может стать лавинообразным.

В УМС считают, что ситуация с приостановкой экспорта мяса Аргентиной в Россию ни к чему, кроме скачка цен на сырье привести не может. «Отечественные животноводы, к сожалению, не в состоянии обеспечить потребности мясоперерабатывающей промышленности. Создается впечатление, что кто-то хочет погреть руки на сложившейся рыночной конъюнктуре. Нужно учитывать, что дефицит сырья, лавинообразный рост цен на него, способны подкосить даже относительно крепкие мясоперерабатывающие предприятия Урала», — заявили в УМС.

Развитию дефицита способствует и сырьевая политика мясоперерабатывающих предприятий. На сегодняшний день только очень крупные мясопереработчики страхуют риски и закупают большие партии мяса, создавая 3-6 месячные запасы сырья. «Но это единицы, большинство уральских мясопереработчиков живут на одно- двухнедельном запасе сырья. Именно они столкнутся с серьезными трудностями в самое ближайшее время», — сказал И. Блинов. Таким образом, уже через три недели российские мясокомбинаты могут остаться без сырья..

«Дальнейшее повышение цен на мясо вполне возможно», — заявил УрБК директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин. «Большой спрос на мясо имеет и экономическую основу — в сельском хозяйстве увеличиваются затраты и для того, чтобы их компенсировать, возникает необходимость в повышении цен. В настоящее время в России и, особенно, на Урале мясо очень востребовано, более 40% его ввозят из-за границы, поэтому также возможно и создание искусственного спроса», — сообщил А. Татаркин.

Однако, он полагает, что поставщикам мясной продукции за счет создания дефицита и ажиотажного спроса не удастся получить той же сверхприбыли, что и продавцы соли и сахара. «Конечно, рост цен связан с уменьшением поголовья крупного рогатого скота, а также с птичьим гриппом. Цены некоторое время еще будут повышаться, но такой абсурдной ситуации как с сахаром и солью по нашим прогнозам не произойдет», — считает А. Татаркин.

Между тем ряд участников рынка отрицает возможность значительного роста цен на мясопродукты. «Повышения цен на мясную продукцию у нас пока не предвидится» — полагает специалист отдела процессинга Юлия Крюкова. «Все поставщики мясной продукции за две недели предупреждают о поднятии цен, но пока ничего подобного не было. У них имеются хорошие запасы мяса, и, скорее всего этого хватит, чтобы в ближайшее время не поднимать цены» — сообщила Ю. Крюкова.

У нас пока поднятия цен на мясную продукцию нет, и не ожидается» — заявила УрБК пресс-секретарь торговой сети «Кировский» Ольга Нагибина.

«Цены на мясные полуфабрикаты и собственно мясо местного производства, остаются на прежнем уровне. Большого ажиотажа, какой был в ситуации с сахаром и с солью, скорее всего, не будет» — сообщила О. Нагибина.


Другие материалы по теме: