«Ведомости», Роман Дорохов пишет: «Найдется прибыль. Рентабельность бизнеса «Яndеx» составила 38%»

22 марта 2006 (10:52)

Бизнес в Рунете может похвастаться высокой доходностью. В прошлом году поисковая система «Яndex» заработала $13,6 млн при выручке в $35,6 млн. По словам участников рынка, такая норма прибыли в целом типична для российского Интернета.

Выручка и прибыль «Яndеx» по GAAP в прошлом году практически удвоилась по сравнению с 2004 г., когда выручка составила $11 млн, а прибыль - $7 млн. Об этом вчера заявил гендиректор компании Аркадий Волож Он говорит, что в прошлом году бизнес «Яndеx» рос теми же темпами, что и российский рынок интернет-рекламы в целом. Волож пояснил, что 83% выручки «Яndеx» принесла контекстная реклама, которая позволяет размещать рекламные объявления, близкие по тематике содержимому веб-страницы. По оценке «Яndеx», объем рекламы в Рунете в 2005 г составил 1100 млн, из них на баннерную рекламу пришлось около $60 млн (прирост в 71% по сравнению с 2004 г.), а на контекстную рекламу - $40 млн (прирост в 120%).

Волож считает рентабельность по чистой прибыли на уровне 40% нормальным показателем для крупнейших мировых интернет-компаний вроде Yahoo! или Google и называет ее типичной для Рунета. С ним согласен гендиректор РБК Юрий Ровенский. В конце 2005 г. РБК прогнозировала, что совокупная выручка холдинга по итогам года превысит $100 млн, из них на медиауслуги придется более $45,5 млн, выручка РБК-ТВ составит $25 млн и доходы от ГТ-услуг - $29,5 млн. Прогноз чистой прибыли РБК по итогам года - $22 млн. Как пояснил Ровенский, в 2005 г. рентабельность РБК по EBITDA составила около 35%, причем рентабельность интернет-рекламы превысила 40%. При этом норма прибыли РБК от IT-услуг будет намного ниже.

Гендиректор группы компаний Rambler Media Ирина Гофман называет результаты «Яndex» еще одним доказательством перспективности интернет-рынка. Вскоре итоги 2005 г. собирается подвести Rambler, и до официального объявления в холдинге не хотят комментировать рентабельность собственного бизнеса. В первом полугодии 2005 г. выручка интернет-подразделения Rambler составила 15,2 млн, а показатель EBITDA -1500 000. Но тогда Rambler провел несколько сделок в Интернете - приобрел за $750 000 25% плюс 1 акция агентства интернет-рекламы «Бегун», а также договорился о сотрудничестве с компанией ICQ.

Из крупнейших российских интернет-порталов свои финансовые показатели сейчас не раскрывает лишь Mail.ru. Гендиректор Mail.ru Дмитрий Гришин не захотел говорить о рентабельности бизнеса компании, но его оценка объема рынка рекламы в Рунете совпадает с оценками «Яndеx». Гришин ожидает, что в 2006 г. рынок интернет-рекламы в России будет расти еще быстрее из-за нового закона о рекламе, который должен ограничить объем телевизионной и наружной рекламы. По его прогнозам, благодаря изменениям в законодательстве в Рунете появятся новые рекламодатели из сектора FMCG.

Эксперты спорят о том, насколько рентабельность бизнеса «Яndex» типична для Рунета. Руководитель аналитического направления компании J'son & Partners Борис Овчинников считает, что бизнес «Яndex» эффективнее, чем у его конкурентов. По словам Овчинникова, львиная доля доходов компании приходится на контекстную рекламу - а это автоматический сервис, с помощью которого с рекламодателей можно собирать деньги с минимальными затратами. Но у «Яndex» огромные расходы на программирование для поисковой системы, почтовой службы и сервиса новостей, возражает президент агентства IMHO VI Арсен Ревазов.


Другие материалы по теме: