«Областная газета», Георгий Иванов пишет: «Подъемная сила»

6 мая 2006 (11:00)

В Свердловской области есть предприятие, которое уже выполнило у себя поставленную Президентом Владимиром Путиным задачу удвоения валового внутреннего продукта. Причем сделало это не за 10 лет — срок, обозначенный главой государства, а всего за 2,5 года. И добился такого успеха Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) в условиях жесткой и зачастую недобросовестной конкуренции.

Если в советские времена заводы-производители авиационной техники были загружены заказами и стремились сбросить на других ремонты своей продукции, то сейчас ситуация иная. «Выгоднее отремонтировать уже имеющийся авиадвигатель, а не приобретать и устанавливать новый, — говорит заместитель гендиректора УЗГА Владимир Яхлаков. — Сами предприятия-изготовители в условиях отсутствия заказов вынуждены заключать договоры на подобные работы».

Стали конкурентами УЗГА и бывшие коллеги из постсоветских республик. Во-первых, из-за желания на каждом шагу демонстрировать свою суверенность. Во-вторых, они стремятся выступить самостоятельными игроками на рынках ремонтов тех стран, куда поставлялась советская авиатехника. А их много, перечислим только крупные страны: Индия, Китай, Пакистан, Бангладеш, Австралийский союз, африканские страны, арабские...

Тем не менее, уральские авиаремонтники не только сохранили свои традиционные рынки, но сейчас выполняют заказы для авиафирм США и Канады, Очень тесные связи завязываются с Колумбией.

Понятно, что за столь лакомый кусок идет жесткая борьба. Но конкурировать с УЗГА трудно, потому что, как говорит гендиректор Анатолий Падеров, «на заводе используется хорошее оборудование, имеются все необходимые сертификаты, мы обладаем уникальными современными технологиями». И тогда в ход идут нечестные приемы. Так, к примеру, было явно заметно желание представителей предприятия «Мотор-Сич» из Запорожья недавнюю аварию в Малайзии вертолета с украинским авиадвигателем свалить на его некачественный ремонт на УЗГА.

Хотя до сих пор специалисты Международного авиационного комитета, занимающиеся расследованием этой аварии, не вынесли окончательного заключения, замгендиректора «Мотор-Сич» Сергей Войтенко принялся дискредитировать уральских авиаремонтников. С его слов получается, что диски, использованные уральским авиапредприятием при ремонте двигателя потерпевшего аварию вертолета, были контрафактными. Хотя у УЗГА имеются паспорта этих деталей, которые подтверждают, что попавшие под подозрение диски были куплены именно на «Мотор-Сич».

Впрочем, можно вспомнить, как в свое время украинские военные до последнего отпирались, что именно их ракетой во время учений в акватории Черного моря был сбит гражданский самолет. До последнего украинские власти не признавали отборов газа из экспортного российского газопровода, проходящего по их территории. И то, что украинские конкуренты быстренько нашли виноватых на Урале, это, наверное, развитие плохой традиции.

Понятно и почему украинцы спешат с необоснованными обвинениями. Ведь если им сейчас не дискредитировать конкурентов с Урала, то впоследствии их будет не догнать. Ведь российские власти планируют в ближайшее время вложить серьезные инвестиции в авиационный сектор промышленности. «В сентябре 2005 года глава Минпромэнерго Виктор Христенко доложил Президенту о создании стратегического плана развития авиапрома, согласно которому из федерального бюджета в 2006 году будет инвестировано 1,5 миллиарда долларов ведущим предприятиям отрасли», — объясняет аналитик инвестиционной компании «Атон» Дмитрий Языков.

Из этих денег УЗГА может рассчитывать на 3 миллиарда рублей. А если, как предполагается, на его базе будет создан Уральский авиахолдинг, то, по мнению президента Российского союза авиационного двигателестроения (АССАД) Виктора Чуйко, «это позволило бы консолидировать потенциал предприятий, снизить издержки, увеличить объем производства».

Ну, а теперь о рецептах, которые позволили УЗГА «встать на крыло». В общем-то, они такие же, как у других успешно работающих предприятий. Это, в первую очередь, забота о своих работниках. Так, только на финансирование детского комбината завод расходует в год 6—7 миллионов рублей.

— В Сысерти мы содержим подсобное хозяйство, куда завезены с Дальнего Востока 750 оленей, — рассказывает уже упоминавшийся В.Яхлаков. — Это осталось еще со времен продовольственной программы КПСС. Другие предприятия строили коровники и свинарники, которые уже развалились. А у нас осталось стадо этих животных, занесенных в «Красную Книгу», которых мы охраняем от браконьеров. Попутно налаживаем производство пантокрина...

Как не ошиблись с оленями, так же правильно была выбрана ниша на рынке — это модернизация вертолетных двигателей. Дело в том, что вертолеты обычно эксплуатируются в тяжелых условиях, поэтому их моторы в большей степени, чем другие авиадвигатели, нуждаются в модернизации. Для чего на УЗГА, располагающей собственными лабораториями, была разработана новая технология антиэрозийного покрытия лопаток.

Причем она доказала свою эффективность на двигателях всемирно известной General Electric, установленных на американских вертолетах СН-53. Естественно, что эта уникальная технология широко применяется на самом УЗГА.

На подходе и другие новинки, так как завод ежегодно вкладывает в развитие производства не менее 5—6 миллионов долларов. И в этом году запускается большой цех гальванических покрытий, оснащенный самой передовой техникой, обеспечивающей хорошую экологию.

Крепко стоят на ногах те предприятия, которые стремятся отвечать запросам рынка и осваивают новую продукцию. Так поступают и на УЗГА, в чем находят поддержку губернатора Эдуарда Росселя. Как сообщает департамент информации губернатора, по предложению Э.Росселя на авиаремонтном заводе началось изготовление снегоболотохода «Атака», предназначенного для перевозки людей. Причем в результате модернизации, осуществленной специалистами завода, эта машина стала легче и комфортнее.

Более того, на УЗГА замахнулись на выпуск собственного самолета, подобного которому в России сейчас не производится. Речь идет о многоцелевом самолете МАИ-223. Кроме мотора к нему, все остальное будет изготавливаться на заводе.

И есть уверенность, что подъемная сила, которую накопил Уральский завод гражданской авиации, позволит ему и в дальнейшем набирать высоту.


Другие материалы по теме: