УЗГА удвоил объём производства за 2,5 года

8 февраля 2006 (09:50)

18 января в Екатеринбурге на базе ОАО «Уральский завод гражданской авиации» прошло заседание секции Научно технического совета Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» по ремонту авиадвигателей, их агрегатов, редукторов и трансмиссий вертолетов.

С докладом выступил гендиректор УЗГА Анатолий Падеров, под руководством которого завод работает уже более 25 лет. Он подробно описал сегодняшний день предприятия, перспективы и планы дальнейшего развития производства. Выступление вызвало резонанс среди присутствующих на заседании.

Местом проведения заседания УЗГА был выбран неслучайно — именно этот уральский завод был и остается одним из самых динамичных и успешных предприятий данной отрасли. В 2002 г. УЗГА стал лауреатом премии «Российский национальный Олимп».

В настоящее время завод находится на трех площадках в Екатеринбурге. Там успешно ремонтируются двигатели для 19 типов вертолетов, самолетов Ту-154Б. А также производится энергетическая установка ЭУ 1500/3000.

Среди последних разработок завода — запатентованная технология по нанесению противоэрозионного покрытия на детали вертолетных двигателей, получившая широкое международное признание.

Суть вопросов, освещенных в докладе на состоявшемся заседании секции, «Ревизор» попросил прокомментировать заместителя гендиректора Уральского завода гражданской авиации Владимира Яхлакова.

Владимир Николаевич, с какими результатами завод гражданской авиации вступил в 2006 г. ?

Прошлый год мы закончили достаточно успешно, преодолев рубеж по продукции в 2 млрд. руб. Объем продукции нам удалось удвоить примерно за 2,5 — 3 года. Если Президент В. Путин ставит задачу удвоить ВВП за 10 лет, то нам удалось на заводе ее решить в 4 раза быстрее. Номенклатура производимой продукции насчитывает более 10 наименований. Мы производим двигатели для гражданской авиации (т.н. «большой» авиации) и вертолетов, также изготавливаем газоперекачивающую станцию для «Газпрома» на базе авиационного двигателя.

Насколько активно идет работа на мировом рынке?

Мы поставляем свою продукцию примерно 200 различным предприятиям, география которых крайне широка. Назову такие страны как Китай, Индия, Малайзия, Мьянма, Бангладеш, Пакистан, Турция, Украина, Австралия, Перу, Колумбия, ряд африканских государств и еще много других.

В общем, за те почти три десятка лет, которые присутствуем на международном рынке, нам удалось охватить практически весь мир.

Наши крупнейшие заказчики: Индия, Бангладеш, Сирия — проводили инспекции и дали самые положительные заключения. Именно через Сирию идет поставка авиатехники в большинство арабских стран — там наиболее сильная техническая инспекция, многие из специалистов которой учились в СССР. Мы абсолютно открыты для технической проверки. Скоро намечается приезд колумбийских специалистов.

Среди наших российских клиентов отмечу UTair, «Газпром-авиа». Мы давно и хорошо с ними сотрудничаем.

Как бы вы определили нишу завода на данном рынке?

Мы не только ремонтируем двигатели, но и производим ряд деталей, прежде всего те, которые нуждаются быстрой замене. Еще в Советском Союзе сложилось так, что предприятия были загружены заказами на новую технику и пытались «сбросить» ремонт. Сейчас ситуация совершенно иная — выгоднее отремонтировать уже имеющийся авиадвигатель, а не приобретать и устанавливать новый. Сами предприятия-изготовители в условиях отсутствия заказов вынуждены заключать договоры на подобные работы. Наш завод занимает промежуточное положение между производителями авиатехники и ремонтными предприятиями. Большое количество деталей мы изготавливаем самостоятельно — осваиваем планово до 20-30 деталей ежемесячно.

Какие технологические новации были разработаны за последнее время? На какой базе они созданы?

Мы определили в качестве перспективного направления в нашей отрасли модернизацию вертолетных двигателей. Вертолеты летают в более тяжелых условиях, поэтому их моторы в большей степени нуждаются в модернизации. В связи с этим мы разработали новую технологию покрытия лопаток.

Данная технология прошла ряд испытаний, в т.ч. на двигателях General Electric, на американских вертолетах СН-53 и была признана успешной на порядок лучше аналогов, которые есть у наших конкурентов. Мы являемся не только разработчиками, но и носителями данной технологии. Разработка велась на собственной научной базе УЗГА. У нас есть лабораторий, которые развиваются за счет средств завода.

Какие средства вкладываются в развитие производства ?

В развитие производства мы ежегодно вкладываем порядка $ 5-6 млн. Эти средства идут на строительство, привлечение научно-исследовательских организаций, закупку оборудования. Завод постоянно строится: практически каждый год мы сдаем новые цеха и производственные участки.

Сейчас готов к запуску большой цех гальванических покрытий с самой современной системой очистки, которая позволит, не останавливая производства, обеспечивать экологическую безопасность. В прошлом году реконструировали площадку в Кольцове. Ведется модернизация на Уктусе.

Каковы другие планы завода ?

У нас большие планы в развитии проекта — производство многоцелевого самолета МАИ-223. Это 2-местная машина, аналогов которой в России нет. Мы будем производить самолет полностью, кроме двигателя. Одно из подразделений УЗГА производит яхты и катера повышенной комфортности.

Кроме того, планируем участвовать в строительстве жилья для работников завода, в т.ч. и по ипотечной схеме. Мы уже проводим переговоры с одним из крупнейших банков по данной программе.

Остались ли у завода объекты социальной сферы?

Завод выполняет определенную социальную миссию. К примеру, содержит за счет собственных средств детский комбинат, достаточно популярный среди жителей города, которым руководит директор Петренко. Среди родителей, чьи дети туда ходят, много работников завода. Они оплачивают только пребывание ребенка, содержание в данном учреждении дотирует завод. На эти цели расходуется 6-7 млн. руб. в год.

В Сысерти мы содержим подсобное хозяйство, куда завезены с дальнего Востока 750 оленей. Это осталось еще со времен продовольственной программы КПСС. Другие предприятия строили коровники и свинарники, которые уже развалились. А у нас осталось стадо этих животных, занесенных в «Красную книгу», которых мы охраняем от браконьеров. Попутно мы налаживаем производство пантокрина.

УЗГА входит в Ассоциацию «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД). Какие цели и задачи решает эта организация?

Наш гендиректор А. Падеров возглавляет одну из секций этой Ассоциации — научно-техническую. Президент АССАД Виктор Чуйко, бывший замминистра авиационной промышленности, создал эту организацию для того, чтобы объединить предприятия и осуществлять связь с государственной властью.

Недавно ее заседание прошло на базе нашего завода. В конференции участвовали ведущие отраслевые институты. Был отмечен высокий уровень авиапроизводства УЗГА. В ходе работы секции возникла инициатива о создании Уральского регионального авиацентра, базой которого станут УЗГА и завод в Арамили. С этой идеей мы обратились в Федеральное Агентство по промышленности России и к губернатору Э. Росселю.

Создание холдинга подразумевает какие-либо государственные инвестиции?

Нам интересны не столько государственные инвестиции, сколько государственный заказ. Объявлено, что в 2015 г. в авиапром будет инвестировано 19,5 млрд. руб. Как они будут распределяться — пока непонятно. Государство закупает машины для МЧС и силовых ведомств.

Мы и сегодня работаем по госзаказу, но он не финансируется в полной мере. Закупки авиатехники будут проводиться по тендеру, в ходе которого, как мы надеемся, будут выбраны лучшие производители. Сейчас мы уже выполняем ряд контрактов для таможенной авиации, пограничников, МВД.

Каков ваш прогноз — будет создан холдинг или нет?

Прежде всего, необходимо определиться с формой собственности данного холдинга. Непонятно пока, каким образом можно объединять государственные унитарные предприятия и акционерные общества.

Еще один сложный вопрос — оценка имущества предприятий, не только имущественного комплекса, но и интеллектуальной собственности.

В отношении завода предпринимался ряд попыток недружественного поглощения. Как разрешилась ситуация?

Самих рейдеров, которые пытались захватить УЗГА, мы выявили. Но заказчик, к сожалению, остается скрыт. Это вполне понятно — многим хочется получить уже чистый пакет акций предприятия, но заниматься «очищением» крайне сложно. Мы предполагаем, кто стоял за этими попытками, но не можем говорить об этом точно.

Уверены, рейдерская атака была отбита благодаря тому, что работники завода проявили солидарность в защите родного предприятия. Неоценимую помощь оказал и губернатор нашей области Э. Россель, который взял ситуацию под личный контроль. Большую роль сыграла позиция правоохранительных органов: окружного управления МВД и МВД РФ. Особенно хочется поблагодарить сотрудников Кировской районной прокуратуры и лично прокурора Свердловской области Павла Кукушкина.

Отдельно хотелось бы отметить позицию регионального отделения ФСФР, регистратора — ОАО «Регистратор-Капитал», которые также вели себя в полном соответствии с законом.

Не секрет, что в конечном счете подобные рейдерские атаки ведут к подрыву авиапромышленного комплекса России. Любая информация о конфликте, связанном с тем или иным предприятием, негативно отражается на его позициях на внешнем рынке и играет на руку его конкурентам.

Дело в том, что основные конкуренты УЗГА на Украине. А в свете последнего заявления вице-премьера Правительства России, министра обороны Сергея Иванова о том, что Украина может вступить в НАТО, эти атаки становятся все более угрожающими. Кроме того, любая потеря заказа — это лишившиеся заработной платы работники, неуплаченные налоги.

Какую цель преследовали рейдеры? Разве они смогли бы аккумулировать значительный пакет акций?

Предполагаем, что исполнители договорились сразу с несколькими заказчиками. Если бы им удалось довести предприятие до остановки, было бы выполнено требование одного из заказчиков. Если бы они смогли «очистить» некий пакет акций от законных владельцев, эти активы были бы перепроданы, возможно, кому-либо из олигархов. К сожалению, сегодня в России процветает рейдерская активность. Несовершенство нашего законодательства дает возможность зарабатывать на подобных махинациях огромные деньги.

Впрочем, мы успешно преодолели все попытки недружественного поглощения и успешно развиваемся дальше, выполняя поставленные перед заводом задачи.


Другие материалы по теме: