Монопольный сбыт: угроза для местных энергосетей

Бюллетень «VIP-консультант» анализирует ситуацию, сложившуюся в региональных сетевых хозяйствах Свердловской области.

Состояние сетевого хозяйства в целом по России и в Свердловской области в частности оценивается участниками рынка как нестабильное и, на ряде территорий, критическое. Износ основных средств (воздушные линии, кабельные линии, оборудование главных понижающих подстанций) составляет в среднем порядка 60%.

В результате, перед областными сетевыми компаниями стоит сегодня ряд проблем, которые, по мнению экспертов, должны быть решены в ближайшее время. В ином случае, энергетический кризис, о котором в Свердловской области уже говорят как о реальности, может вплотную коснуться населения.

Во-первых, по общему признанию, сети требуют вложения крупных инвестиционных средств. По оценкам участников рынка, именно транспортники оказываются сегодня в затруднительном положении, связанном с традиционно плохим состоянием сетевого хозяйства на местах. Большинство населенных пунктов такого промышленного региона как Свердловская область формировалось вокруг заводов: это значит, что энергосети были проведены во время строительства предприятий, как правило, в середине XX века.

Поскольку коммунальное хозяйство финансировалось по остаточному принципу, большинство региональных сетевых хозяйств не подвергалось ремонту со времени строительства, то есть состояние их уже сегодня является критическим. Это значит, что транспортные компании, особенно небольшие сети (территориальные сетевые организации), изначально обречены нести технические, а как следствие и материальные потери. Соответственно, частные инвесторы не рискуют вкладывать средства в бизнес, состоятельность которого остается под вопросом, а отдачу от вложений придется ждать в течение нескольких лет.

Во-вторых, по мнению экспертов, региональным сетям, которые, как правило, являются небольшими компаниями, приходится нести наибольшее количество рисков, в том числе и связанных с формированием в Свердловской области монопольного сбыта электроэнергии.

Монополия сбыта

Данная проблема, по мнению законодателей, должна быть решена путем образования управляющих компаний на месте государственных предприятий ЖКХ и создания конкурентоспособных сбытовых компаний, которые возьмут на себя обязанности контроля над потребителем и сбора средств за энергию.

Однако, по мнению аналитиков, рынок сбыта в Свердловской области фактически не сложился. На нем, как и до раздела АО-Энерго, действует единая организация, в которую входит несколько игроков, самыми значимыми из которых являются ОАО «Свердловэнергосбыт» и ООО «КЭСК-Мультиэнергетика». Так, ОАО «Свердловэнергосбыт» оставило за собой снабжение крупных абонентов, а ООО «КЭСК-Мультиэнергетика», которое входит в холдинг «Комплексные энергетические системы», — население.

Названные компании последовательно вытесняют конкурентов с рынка, причем применяя в большинстве случаев бюрократические, а не экономические средства «борьбы». Так, недавно ОАО «Свердловэнергосбыт» обвинило независимую энергосбытовую компанию «Энергоджинн» в незаконности работы по обслуживанию абонентов. В частности, в компании заявили, что «ЭСК «Энергоджинн» не имеет тарифов на продажу электроэнергии, утвержденных в Региональной энергетической комиссии, а также договоров купли-продажи энергии с единственной компанией, которая осуществляет закупки на оптовом рынке, то есть самим ОАО «Свердловэнергосбыт».

В то же время, эксперты считают, что сейчас можно поставить под сомнение легитимность действий самого «Свердловэнергосбыта», так как на основании Постановления от 06.05.2005. №291 «Положение о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам» продажу энергии может осуществлять только энергосбытовая организация, у которой есть лицензия на данный вид деятельности. У ОАО «Свердловэнергосбыт» такая лицензия отсутствует, что ставит под вопрос основания для осуществления продажи электроэнергии ОАО «Свердловэнергосбыт».

Кроме того, Энергосбытовая компания направила в адрес ОАО «Свердловэнергосбыт» проект договора купли-продажи электрической энергии, подписанный со стороны ЭСК «Энергоджинн». Но, хотя по закону «Свердловэнергосбыт» обязан заключить договор с компанией, так как соглашение является публичным, и энергоснабжающая организация не вправе отказывать в данном случае, он под различными предлогами затягивает процедуру подписания и уклоняется от заключения договора с ЭСК «Энергоджинн».

Учитывая свое монопольное положение, сбытовая компания может диктовать собственные условия работы как абонентам, так и транспортным организациям. Например, примечательна работа по следующей схеме: ОАО «Свердловэнергосбыт» ряд своих потребителей ООО «КЭСК-Мультиэнергетика», а управляющая компания, принадлежащая сбытовику, непосредственно контактирует с абонентами. Получается стройная единая цепочка.

Как отмечают представители сетевых организаций, сбыт в большинстве случаев, вкладывает средства только в поддержание рабочего состояния внутридомовых сетей, а не в необходимый капитальный ремонт. За то любым реставрационным работам сопутствует «громкая» рекламная компания. Между тем, сетевое хозяйство изнашивается.

Проблемы ТСО

Не секрет, что система ЖКХ в Свердловской области работает в аварийном режиме. Поэтому в предприятиях жилищно-коммунального комплекса «застревают» денежные средства плательщиков. В частности, энергетики не всегда могут получить от коммунальщиков оплату за услуги, хотя потребители и выплатили все в полном объеме. Причем, совсем не обязательно, что коммунальные организации присвоили эти деньги, более вероятно, что они вынуждены направлять их на ликвидацию каких-либо аварий или решение возникающих проблем, закрывая заплаточным способом пробелы в системе. Но, в конечном счете, убытки несут ТСО.

После того как частный бизнес был допущен на энергетический рынок, 90% региональных предприятий работали по схеме аренды сетей. Компании защищали тариф и начинали обслуживать потребителей, а собственником оставался муниципалитет. Но развитие отрасли поставило всех участников перед необходимостью выкупать сети в собственность, кроме того, последовало требование разделить отрасли сбыта и транспортировки энергии с 1 апреля 2006 г.

В результате, отмечают участники рынка, при любой аварии потребитель обращается в сетевую компанию, хотя по закону транспортники не имеют договоров с потребителями. В принципе, единственное, что соединяет город и сети — это границы балансовой ответственности. Договор непосредственно с абонентом заключает сбытовая компания, она же заключает договор с сетевиком.

По признанию участников рынка, между ТСО и сбытом часто возникает непонимание. Ряд экспертов склонен полагать, что сбытовые организации намеренно проводят политику, при которой большая часть расходов возлагается на сетевиков. Так, на входе в сеть стоят счетчики, как правило, по высокой стороне 110 КВт (сетях высокого напряжения), и там четко обозначен объем поступающей энергии, за этими узлами хорошо следят, их может быть более 10. Но в самом городе таких узлов может быть несколько тысяч, и не все исправны. Понимая это, Региональная энергетическая комиссия при назначении ставки на содержание сетей устанавливает какой-то процент потерь в этих сетях, например, 11%. Но, как отмечают специалисты, реальный уровень потерь составляет порядка 20-25%. То есть сетевая организация должна купить на рынке недостающий объем энергии или оплатить его сбытовику.

Следующая проблема — отсутствие или ненадлежащее состояние систем учета потребления энергии внутри жилых домов. Этот вопрос стоит остро и муссируется всеми участниками рынка: сетевиками, сбытовиками и управляющими компаниями в сфере ЖКХ. Однако ТСО, по мнению экспертов, наиболее остро страдают от его нерешенности.

Сбытовая компания получает деньги непосредственно от потребителей. Потом она расплачивается с генерацией и с ТСО. Теоретически все правильно. Однако при потерях энергии, неизбежных при отсутствии счетчиков, сбытовики перекладывают на сети, мотивируя это тем, что здесь объем четко обозначен.

ТСО не имеет права заходить внутрь дома, у границ здания заканчиваются его полномочия, и начинается сфера деятельности сбытовой и управляющей компании. И здесь складывается цепочка ОАО «Свердловэнергосбыт» — ООО «КЭСК-Мультиэнергетика». Первый передает полномочия посреднику (интересно, что ранее им был ООО «Биллинговый центр», но организация была признана банкротом, а ее абонентов «забрало» ООО «КЭСК-Мультиэнергетика»). Посредник снимает показания с квартирных счетчиков, но если в ряд квартир контролеры попасть не смогли, неучтенный объем энергии идет в минус ТСО по его тарифам, то есть в среднем по 32 коп. за КВт. По оценкам экспертов, это чистый способ прибыли для сбытовика, а ТСО остаются в проигрыше.

Кроме того, ТСО несут убытки, не только работая с населением: есть и мелкие предприятия, которые могут обанкротиться, на кого тогда ложатся убытки на сбытовиков.

В ряде случаев сбытовые компании отказываются проводить ремонт системы учета, пользуясь пробелами в законодательстве, а именно: по закону, непосредственно заниматься обеспечением бесперебойного энергоснабжения на территории дома должна энергоснабжающая компания. В ее функции входит и установка новых счетчиков, и недопущение воровства энергии. Однако как определяется энергоснабжающая организация — в законе не прописано. В результате, по сведениям аналитиков, на ТСО возлагается обязанность проводить ремонт, следить за воровством, а сбытовик ни за что не отвечает. Ему легко управлять, потому что деньги поступают вначале сбытовику, а потом он уже решает, сколько отдать транспортнику.

Выводы

Таким образом, территориальные сетевые организации оказываются посреди замкнутого круга: чтобы восстановить сети, нужны инвестиции, чтобы получить инвестиции, нужны гарантии возврата средств инвестора, а для этого необходимо создание условий стабильной работы сетевиков, которое возможно только при наличии регулярных и полных отчислений средств абонентов. Реализация последнего пункта может быть произведена только в том случае, если сбытовые компании в полной мере возьмут на себя функции энергоснабжающих организаций. Пока, по оценкам экспертов, монопольная структура более заинтересована в получении прибыли «сегодня», чем в решении проблем сетевого хозяйства. В результате средства абонентов перераспределяются сбытом в свою пользу.

Поэтому, по мнению участников рынка, одним из путей выхода из сложившейся ситуации является создание конкурентного сбытового пространства. В этом случае сетевым компаниям не будет навязано «партнерство» на условиях только одной стороны.

Обязательным условием оздоровления энергетической отрасли является внесение поправок в законодательную базу, уточнение моментов, связанных с распределением обязанностей среди участников рынка.


Другие материалы по теме: