«Уральский рабочий», Любовь Шаповалова пишет: «Соломенная хатка. Уральские экологи предлагают свой вариант доступного жилья»

6 июня 2006 (10:54)

К сожалению, посмотреть на чудо экологического зодчества нам не удалось: хозяин будущего соломенного особняка, возводимого на окраине Екатеринбурга, — человек непубличный, назойливому вниманию журналистов не очень-то рад.

Зато «прораб» необычной стройки, он же автор проекта экодома Сергей Симкин готов поэмы слагать ее величеству Соломе, которую он предлагает использовать вместо традиционных стройматериалов: кирпича, бетона, дерева. После специальной обработки бросовые отходы полеводства превращаются в строительные блоки, кровельные листы, обои. Причем запатентованная Симкиным технология настолько проста, что наладить производство стройматериалов, утверждает проектант, можно в любой деревенской хате. Чтобы «вырастить» двухэтажный коттедж общей площадью 150 квадратных метров, достаточно засеять злаковыми два-четыре гектара.

Сергей Викторович убежден, что экостроительство станет хорошим подспорьем в реализации национального проекта «Доступное жилье». Но еще более важно, с точки зрения Симкина, социальное значение инновационной программы, координатором которой в Уральском федеральном округе он является.

— Люди должны понимать, что нельзя в неограниченном количестве потреблять истощающиеся природные ресурсы. Экодома и в целом экопоселения, идею которых мы пропагандируем, послужат наглядным примером, что можно минимизировать ущерб природе, сохранив привычный уровень бытового комфорта.

— Такую же цель преследует конкурс социально значимых проектов по неразрушающему природопользованию, который проводится в УрФО в 2006—2008 годах в рамках экспедиции «В гармонии с природой», — добавляет исполнительный директор Уральского экологического союза Геннадий Ращупкин. — К сожалению, экологические нормы поведения в российском обществе формируются очень медленно. Тогда как в некоторых западных странах модель малоотходной жизнедеятельности уже давно реализуется на практике. Например, Япония, не имеющая собственных природных ресурсов, обеспечивает сохранность экосреды.

Кстати, на днях информагентства сообщили, что в стране восходящего солнца каждый четвертый автомобиль ездит на горючем, вырабатываемом из растительных отходов. Биоэтанол как экологически чистое топливо способен составить серьезную конкуренцию высокотоксичному бензину еще и потому, что запасы нефти ограничены, запасов же биомассы на земле почти в сорок раз больше, к тому же это возобновляемый ресурс.

У нас же при сегодняшнем нефтяном изобилии об альтернативных источниках энергии всерьез никто не задумывается. Как, впрочем, и о качестве топлива. По данным заведующей кафедрой экономики и организации предприятий химической промышленности УГТУ-УПИ Елены Магарил, на российском рынке реализуется от 60 до 80 процентов некачественного бензина. А на автотранспорт приходится почти треть вредных выбросов.

Как выразился на пресс-конференции в ИА ТАСС-Урал начальник отдела экологической безопасности областного министерства природных ресурсов Вячеслав Бершадский, автомобиль становится не роскошью и не средством передвижения, а средством массового уничтожения людей. В общей сложности в атмосферу Свердловской области ежегодно попадает 500—600 тысяч тонн ядовитых веществ.

По информации АПИ, в этом году в рамках операции «Чистый воздух» впервые будет проверено качество топлива, реализуемого на автозаправках. Разумеется, это не означает, что автоинспектора не будут обращать внимание на регулировку моторов и уровень токсичности автомобильных выхлопов. Кстати, в прошлом году в ходе аналогичной операции превышение норм токсичности было выявлено более чем у 12 тысяч автомобилей с бензиновыми и 1700 — с дизельными двигателями.

Новая многофункциональная присадка для автомобильного топлива, разработанная сотрудниками УГТУ-УПИ, позволит улучшить качество автомобильного топлива. Как утверждает Елена Магарил, в ходе испытаний объем вредных выхлопов удалось сократить на 40 процентов, при этом удельный расход топлива снизился на 4—7 процента. В том, чтобы разработка как можно быстрее внедрялась, заинтересованы не только ученые-химики, но и все автолюбители. Согласно техническому регламенту, принятому Правительством РФ в прошлом году, к 2010 году в стране будет запрещено производство техники и топлива, не соответствующих европейским стандартам.

К тому времени и автомобилей у нас наверняка будет не меньше, чем в Европе: сегодня каждая третья семья в области имеет «колеса», ежегодный прирост составляет 5—7 процентов. Между тем европейская экологическая общественность выступает против всеобщей автомобилизации и ратует за развитие общественного транспорта. К разумному самоограничению — и не только в выборе средств передвижения — призывают и члены Уральского экологического союза.

Но несмотря на то, что в эту общественную организацию входят весьма авторитетные ученые: академик, два членкора, более двух десятков докторов и кандидатов наук, народ в массе своей не готов воспринять свежие «зеленые» идеи. Доказательство тому: первое и единственное в Свердловской области экопоселение просуществовало семь лет, потом поселенцы вернулись к обычному образу жизни.

Строительство экодомов вполне может оказаться такой же утопией, но верить в нее очень хочется.


Другие материалы по теме: