У «многопрофильных холдингов» нет будущего

26 июня 2006 (17:45)

В 90-е годы существовала тенденция создания холдингов, включающих в себя различные виды бизнеса. Промышленное производство, банковское дело, оказание транспортных услуг, гостиничный бизнес — объединялись одним человеком или группой лиц в общую структуру. Некоторые из таких объединений существуют до сих пор в Свердловской области. Например, AVS-group или «Финпромко».

«Для инвестора, непосвящённого в структуру активов, вложения в многопрофильные холдинги не являются привлекательными. В портфеле холдинга имеются как стратегические активы, так и для продажи (портфельные), решения принимаются на основе закрытой информации. Личная уния, закрытость холдингов — вот основные характеристики таких образований», — заявил генеральный директор ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволод Чащин, комментируя проблему существования в Уральском регионе многопрофильных холдингов.

«Организационная распылённость, аберрация стратегических целей, работа на личные амбиции господствующего акционера — вот далеко неполный перечень отрицательных сторон такой «рыхлой собственности» разнообразия бизнесов. Если эти бизнесы как-то связаны, имеют смежный характер, по-разному реагируют на превратности рынка, тогда может иметь место эффективность холдинга. Но эффективность — это перечень открытых для публики индикаторов, финансовых показателей, поэтому сначала необходимо создать систему таких показателей и публиковать её для сторонних пользователей. Это пока является редкостью», — отметил В. Чащин.

«Для того чтобы такой холдинг имел перспективы по IPO, необходимо провести реструктуризацию имущества (обособление части активов имущественного комплекса для создания нового субъекта на основе выделения, разделения или создание дочернего общества); реструктуризацию активов (инвентаризация и оценка запасов, долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений для определения целесообразных активов и их последующего коммерческого использования). Затем сделать прозрачной структуру собственности — реструктурировать систему управления холдингом (изменение структуры и методов менеджмента, включая оптимизацию численности и повышения квалификации управленческих кадров). Только потом первичное размещение, только потом можно говорить о перспективах таких холдингов. А когда один бизнес субсидирует другой, когда возникает перекрестное финансирование разных производственных процессов — этот холдинг бесперспективен, так одно нагромождение активов и «старого менеджерского хлама», — заключил В. Чащин.

«Многопрофильные холдинги существуют во всем мире. Другое дело, что если бизнес не сосредоточен в одной отрасли, он очень часто бывает тяжело управляемым, и здесь многое зависит от команды менеджеров, от того насколько они эффективны», — заявила заместитель директора аналитического департамента ИГ «Атон» Юлия Бушуева. «В России после перестройки часто происходило так, что предприниматели при распределении бывшей государственной собственности «брали» все, что позволяли им финансовые и административные ресурсы. По прошествии ряда лет они стали понимать, что какие-то бизнесы для них более эффективны, какие-то — нет», — отметила Ю. Бушуева «Если каждый актив холдинга функционирует с ясной прибылью, с аудированной отчетностью, составленной в соответствии с принятыми стандартами, тогда и руководителю и потенциальному инвестору механизм функционирования многопрофильного холдинга становится понятен. Но, к сожалению, в России часто так не происходит», — заключила Ю. Бушуева.

«Сейчас во всем мире существует четкая тенденция отказа от многопрофильности бизнеса, то есть не профильные активы продаются и холдинги концентрируются на одном-двух направлениях деятельности», — заявил руководитель отдела по связям с общественностью и СМИ ИК «ФИНАМ» Владислав Кочетков.

«Такой холдинг может быть инвестиционно интересен, но его гораздо сложнее развивать. Для увеличения рыночной доли нужны инвестиции, а инвестировать намного проще в 1-2 компании, а не в 10-15. Время многопрофильности холдингов прошло. Концентрация повышает инвестиционную привлекательность бизнеса, он становится понятнее, прозрачнее, эффективнее, динамичнее, и по крайней мере, может внятно выразить свою стратегию», — отметил В. Кочетков.

«Следует понять, что инвесторы хотят вкладывать денежные средства в понятный для них бизнес. Если компания включает в себя промышленное производство, банковское дело, торговлю, гостиничный бизнес, то для инвестора достаточно трудно оценить целевое назначение инвестиции», — сообщил директор УФ ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин.

«Если такие холдинги как AVS-group или «Финпромко» начинают с осуществления одного вида деятельности, а в дальнейшем дополняются совершенно другими видами, то создается впечатление, что это процесс формирования происходит спонтанно, а все направления бизнеса пересекаются только по владельцу. Для инвесторов привлекательными будут акции, выпущенные по профильному виду деятельности (например, строительной компании), а вложение в комплексный бизнес будет непонятным и потому мало интересным», — считает К. Селянин.

«Полагаю, возникновение холдингов обусловлено объективными причинами, но с точки зрения инвесторов, возникнет вопрос: в какой именно бизнес они вкладывают деньги. Возможно, для получения банковского кредита у холдинга есть определенные преимущества, так как упрощается механизм поручительства. Но не следует забывать, что заимствование кредитное отличается от инвестиционного прежде всего тем, что это целевое финансирование. При процедуре IPO покупатели акции должны понимать на развитие какого бизнеса идут вложенные ими средства», — полагает К. Селянин.

«Так, для финансового рынка облигаций одним из важнейших требований процедуры выпуска является полное раскрытие информации, прозрачность финансовой отчетности. Безусловно, разнообразие бизнесов, объединенных холдингами влияет на прозрачность деятельности таких компаний, затрудняет понимание инвесторами цель вложений и в итоге влияет на принятие решения об инвестировании», — отметил К. Селянин.

«Перспективы для выхода на IPO у холдингов существуют лишь при условии проведения руководством компании реструктуризации. Необходимо разделение видов деятельности с созданием отдельных профильных юридических лиц, возможно внутри группы. При выпуске определенных акций следует определить конкретную сферу деятельности», —заключил К. Селянин.

«До сих пор существует тенденция создания холдингов — предприятий, объединяющих несколько видов деятельности. На мой взгляд, такие холдинги не имеют инвестиционной привлекательности, потому что частного инвестора интересует не холдинг, а конкретное предприятие», — сообщил директор «БИК ЛИНК» Владимир Алябьев.

«Инвестор путем покупки акций размещает денежные средства, которые направляются на расширение и оснащение новыми технологиями производства или другие формы модернизации бизнеса. Для инвестора фактор принадлежности акций холдингу является негативным. Покупатель акций не имеет твердой уверенности, что денежные средства уйдут по назначению, нет никаких гарантий, что руководство холдинга направит денежный поток на развитие именно того направления, куда изначально предполагалось размещение средств. Причем, четкости нет не только по целевому размещению денежных средств инвесторов, отсутствует и финансовая прозрачность. Если, например, самостоятельное предприятие имеет, свой отдельный баланс, то и финансовую отчетность получить значительно проще», — считает В. Алябьев. «Следует рассмотреть еще один аспект. Объявление банкротства одного из предприятий, входящих в холдинг, возможно, затронет интересы приобретателей акций, вложивших средства в другое направление деятельности такого холдинга», — полагает В. Алябьев.

«Лучшим вариантом для холдинга при выходе на первичный рынок акций является четкое выделение компаний, находящихся на собственном балансе, ориентированных на определенный вид деятельности», — отметил В. Алябьев.


Другие материалы по теме: