«Уральский рабочий», «Чтоб в квартире газ не отключили»
6 июля 2006 (10:56)
В предыдущем выпуске «Законника» мы начали изучение новых Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением № 307 Правительства РФ от 23 мая с.г. Эта публикация вызвала множество вопросов у читателей. Сегодня мы ответим на некоторые из них.
Кто на что имеет право?
Больше всего читателей заинтересовал такой вопрос: «Где можно познакомиться с новыми правилами?» Отвечаем: «Документ был официально опубликован в «Российской газете», кроме того, его можно найти на сайте российского правительства, и наверняка в скором времени его издадут отдельной брошюрой.
Однако читатели также интересовались: «Обязаны ли жилищно-коммунальные организации информировать жильцов о правилах предоставления своих услуг?» Да, порядок такого информирования в документе прописан.
На исполнителя — управляющую организацию, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив или иную организацию, производящую или приобретающую коммунальные услуги — возлагается немало обязанностей. Перечислим лишь некоторые из них.
• В течение двух рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) организация, которой доверено управлять домом, обязана направить потребителю извещение о ее получении, а потом еще и о выполнении. Если в жалобе будет отказано, необходимо изложить причины отказа.
• В течение суток со дня обнаружения неполадок в работе инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных как внутри, так и вне дома, исполнитель обязан проинформировать жильцов о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг. Кстати, в случае личного обращения жильца предписано информировать немедленно.
• Не позднее чем за 10 рабочих дней жильцов должны проинформировать о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг.
Настоящий ажиотаж среди читателей вызвала предусмотренная новыми правилами возможность требовать перерасчета, если коммунальные услуги определенное время не предоставляются или их качество оставляет желать лучшего: например, горячая вода идет чуть теплая или батареи еле греют. Но как зафиксировать все это? Как нужно действовать? В документе есть ответ на этот вопрос.
Исполнитель по требованию потребителя (жильца) обязан направить своего представителя для выяснения причин, по которым услуги не предоставляются или предоставляются ненадлежащего качества. Представитель обязан не просто явиться, но и составить акт, причем отразить в нем и вред, причиненный имуществу или здоровью потребителя.
Не позднее трех дней до проведения плановых работ внутри жилого помещения исполнитель обязан договориться с потребителем о дате и времени, когда он обеспечит доступ в квартиру. Если устно договориться не удается, исполнитель должен направить потребителю письменное уведомление о проведении работ. В уведомлении указываются:
— предполагаемая дата и время ремонтных работ;
— номер телефона, по которому можно согласовать эту дату — но сделать это надо в течение пяти рабочих дней с момента получения уведомления, не позднее;
— вид работ, который будет проводиться;
— должность, ФИО лица, ответственного за проведение работ.
Последнее для того, чтобы было ясно, с кого спрашивать, если в указанный день и час никто устранять неполадки не явится, и бедный жилец зря потеряет время.
Как идет расчет?
Постепенно дома и отдельные квартиры обзаводятся приборами учета воды, электроэнергии, газа, прочих коммунальных услуг.
Но как быть, если в квартирах приборов учета нет? В этом случае вся использованная вода, полученное тепло и прочее раскладываются на жильцов. За отопление платят в зависимости от площади квартиры и норматива потребления. За воду и канализацию - по числу обитателей в квартире.
Кстати, если счетчик выходит из строя, то на время его ремонта или замены (правда, в течение 30 дней, не более) объемы потребленных ресурсов определяются на основании средних показателей за последние полгода либо за время их фактической работы (если счетчики были установлены недавно).
Отдельная статья — газ и электроэнергия. Оплата за эти услуги, если жилище не оборудовано приборами учета, высчитывается на основе нормативов потребления и тарифов. На нормативы опираются и при расчете льгот. А нормативы потребления газа и электроэнергии устанавливаются федеральной властью. По газу Правительство РФ нормы и нормативы своим постановлением утвердило. Для Свердловской области минимально допустимые нормы потребления газа населением при отсутствии приборов учета составляют:
• для газовой плиты при наличии центрального отопления — 8,5 куб/м на чел.
• для газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии горячего водоснабжения — 24,9 куб/м на чел.
• для газовой плиты при отсутствии газового водонагревателя и центрального горячего водоснабжения — 14,9 куб/м на чел.
• среднегодовые нормы потребления газа, используемого для отопления жилых помещений от газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками, — 7,5 куб/м на кв. м.
Согласно правилам, показания внутриквартирных счетчиков должны снимать представители управляющей организации. Однако на практике это делают сами жильцы. Тем не менее время от времени возникает необходимость проверить правильность оплаты. И нередко контролеры наталкиваются на запертую дверь. Теперь при возникновении подобных препон жильцу будет направлено извещение о необходимости сообщить, в какое время он обеспечит допуск контролеров к приборам учета. Если в течение недели ответа не будет, плата будет начислена исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Без света и газа
Новые Правила оплаты коммунальных услуг обеспечивают неплохую защиту прав потребителей этих самых услуг. Однако и ответственность ужесточается. В частности, исполнитель (управляющая организация) имеет право ограничить или вовсе прекратить предоставление коммунальных услуг гражданам.
Она может сделать это, если накопился долг по оплате одной или нескольких услуг больше, чем за полгода. Или если обнаружено самовольное подключение к системе снабжения ресурсами в обход счетчиков.
Правда, категорически запрещается отключать три вида услуг: отопление, холодную воду и водоотведение (канализацию).
И еще одно условие: прежде чем оставить неплательщика или самовольщика без благ цивилизации, его обязаны уведомить об этом письменно за месяц. Если в установленные сроки долги не будут погашены, жильцов предупреждают еще раз — за трое суток до санкций.
После погашения задолженности в течение двух дней горячую воду, свет и газ обязаны дать снова.
Если в доме никто не живёт
Львиная доля вопросов поступила от тех, кто надолго покидает городскую квартиру. По новым правилам перерасчет должны сделать уже в том случав, если жилец отсутствует более пяти дней подряд. За эти дни не берут плату за холодную и горячую воду, электричество и газ (если в квартире нет приборов учета).
Как добиться перерасчета? Нужно в течение месяца после возвращения домой подать письменное заявление в управляющую домом организацию. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие отсутствие жильца. Что это может быть?
— копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенная печатью;
— справка о прохождении лечения в стационаре;
— проездные билеты с указанием фамилии и паспортных данных (или копии билетов);
— счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте;
— справка органов внутренних дел о временной регистрации по месту временного же пребывания;
— справка отдела вневедомственной охраны или иной организации, осуществляющей охрану квартиры во время отсутствия хозяина;
— иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя коммунальных услуг.
Кто на что имеет право?
Больше всего читателей заинтересовал такой вопрос: «Где можно познакомиться с новыми правилами?» Отвечаем: «Документ был официально опубликован в «Российской газете», кроме того, его можно найти на сайте российского правительства, и наверняка в скором времени его издадут отдельной брошюрой.
Однако читатели также интересовались: «Обязаны ли жилищно-коммунальные организации информировать жильцов о правилах предоставления своих услуг?» Да, порядок такого информирования в документе прописан.
На исполнителя — управляющую организацию, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив или иную организацию, производящую или приобретающую коммунальные услуги — возлагается немало обязанностей. Перечислим лишь некоторые из них.
• В течение двух рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) организация, которой доверено управлять домом, обязана направить потребителю извещение о ее получении, а потом еще и о выполнении. Если в жалобе будет отказано, необходимо изложить причины отказа.
• В течение суток со дня обнаружения неполадок в работе инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных как внутри, так и вне дома, исполнитель обязан проинформировать жильцов о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг. Кстати, в случае личного обращения жильца предписано информировать немедленно.
• Не позднее чем за 10 рабочих дней жильцов должны проинформировать о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг.
Настоящий ажиотаж среди читателей вызвала предусмотренная новыми правилами возможность требовать перерасчета, если коммунальные услуги определенное время не предоставляются или их качество оставляет желать лучшего: например, горячая вода идет чуть теплая или батареи еле греют. Но как зафиксировать все это? Как нужно действовать? В документе есть ответ на этот вопрос.
Исполнитель по требованию потребителя (жильца) обязан направить своего представителя для выяснения причин, по которым услуги не предоставляются или предоставляются ненадлежащего качества. Представитель обязан не просто явиться, но и составить акт, причем отразить в нем и вред, причиненный имуществу или здоровью потребителя.
Не позднее трех дней до проведения плановых работ внутри жилого помещения исполнитель обязан договориться с потребителем о дате и времени, когда он обеспечит доступ в квартиру. Если устно договориться не удается, исполнитель должен направить потребителю письменное уведомление о проведении работ. В уведомлении указываются:
— предполагаемая дата и время ремонтных работ;
— номер телефона, по которому можно согласовать эту дату — но сделать это надо в течение пяти рабочих дней с момента получения уведомления, не позднее;
— вид работ, который будет проводиться;
— должность, ФИО лица, ответственного за проведение работ.
Последнее для того, чтобы было ясно, с кого спрашивать, если в указанный день и час никто устранять неполадки не явится, и бедный жилец зря потеряет время.
Как идет расчет?
Постепенно дома и отдельные квартиры обзаводятся приборами учета воды, электроэнергии, газа, прочих коммунальных услуг.
Но как быть, если в квартирах приборов учета нет? В этом случае вся использованная вода, полученное тепло и прочее раскладываются на жильцов. За отопление платят в зависимости от площади квартиры и норматива потребления. За воду и канализацию - по числу обитателей в квартире.
Кстати, если счетчик выходит из строя, то на время его ремонта или замены (правда, в течение 30 дней, не более) объемы потребленных ресурсов определяются на основании средних показателей за последние полгода либо за время их фактической работы (если счетчики были установлены недавно).
Отдельная статья — газ и электроэнергия. Оплата за эти услуги, если жилище не оборудовано приборами учета, высчитывается на основе нормативов потребления и тарифов. На нормативы опираются и при расчете льгот. А нормативы потребления газа и электроэнергии устанавливаются федеральной властью. По газу Правительство РФ нормы и нормативы своим постановлением утвердило. Для Свердловской области минимально допустимые нормы потребления газа населением при отсутствии приборов учета составляют:
• для газовой плиты при наличии центрального отопления — 8,5 куб/м на чел.
• для газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии горячего водоснабжения — 24,9 куб/м на чел.
• для газовой плиты при отсутствии газового водонагревателя и центрального горячего водоснабжения — 14,9 куб/м на чел.
• среднегодовые нормы потребления газа, используемого для отопления жилых помещений от газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками, — 7,5 куб/м на кв. м.
Согласно правилам, показания внутриквартирных счетчиков должны снимать представители управляющей организации. Однако на практике это делают сами жильцы. Тем не менее время от времени возникает необходимость проверить правильность оплаты. И нередко контролеры наталкиваются на запертую дверь. Теперь при возникновении подобных препон жильцу будет направлено извещение о необходимости сообщить, в какое время он обеспечит допуск контролеров к приборам учета. Если в течение недели ответа не будет, плата будет начислена исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Без света и газа
Новые Правила оплаты коммунальных услуг обеспечивают неплохую защиту прав потребителей этих самых услуг. Однако и ответственность ужесточается. В частности, исполнитель (управляющая организация) имеет право ограничить или вовсе прекратить предоставление коммунальных услуг гражданам.
Она может сделать это, если накопился долг по оплате одной или нескольких услуг больше, чем за полгода. Или если обнаружено самовольное подключение к системе снабжения ресурсами в обход счетчиков.
Правда, категорически запрещается отключать три вида услуг: отопление, холодную воду и водоотведение (канализацию).
И еще одно условие: прежде чем оставить неплательщика или самовольщика без благ цивилизации, его обязаны уведомить об этом письменно за месяц. Если в установленные сроки долги не будут погашены, жильцов предупреждают еще раз — за трое суток до санкций.
После погашения задолженности в течение двух дней горячую воду, свет и газ обязаны дать снова.
Если в доме никто не живёт
Львиная доля вопросов поступила от тех, кто надолго покидает городскую квартиру. По новым правилам перерасчет должны сделать уже в том случав, если жилец отсутствует более пяти дней подряд. За эти дни не берут плату за холодную и горячую воду, электричество и газ (если в квартире нет приборов учета).
Как добиться перерасчета? Нужно в течение месяца после возвращения домой подать письменное заявление в управляющую домом организацию. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие отсутствие жильца. Что это может быть?
— копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенная печатью;
— справка о прохождении лечения в стационаре;
— проездные билеты с указанием фамилии и паспортных данных (или копии билетов);
— счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте;
— справка органов внутренних дел о временной регистрации по месту временного же пребывания;
— справка отдела вневедомственной охраны или иной организации, осуществляющей охрану квартиры во время отсутствия хозяина;
— иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя коммунальных услуг.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Дочерние компании Российских коммунальных систем (РКС) в Свердловской облас ...
- Вице-премьер Правительства РФ Владимир Яковлев: Потребители коммунальных ус ...
- В ТУ Роспотребнадзора по Свердловской области поступают жалобы граждан на н ...
- ООО «Управляющая жилищная компания «Территория»: Задолженности по оплате ко ...
- На субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг из городского бюджета Екат ...