Рейтинговое агентство «Эксперт РА»: Выбирая источники финансирования, банк должен следить за соблюдением паритета между привлеченными и размещенными средствами по срочности и процентным ставкам

26 июля 2006 (08:30)

«В настоящее время российским банкам доступны следующие источники привлечения средств: кредиты Банка России, межбанковское кредитование, корреспондентские счета других банков, депозиты физических и юридических лиц, выпуск долговых обязательств (векселя, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты), выпуск акций, синдицированные кредиты, выданные международными банками», — рассказал УрБК руководитель отдела банковских рейтингов рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев, комментируя вопрос об источниках привлечения средств для российских банков.

«Выбор того или иного источника финансирования зависит, прежде всего, от целей привлечения средств. Банк должен следить за тем, чтобы соблюдался, до определенной степени, паритет привлеченных и размещенных средств по срочности и процентным ставкам. Также многое зависит от уровня развития банка и его стратегии. В частности, если банк планирует расширение масштабов деятельности (например, экспансию в регионы страны), то он может привлечь акционерный капитал», — отметил П. Самиев.

«На Западе это является нормальными «правилами игры». В западных странах средства от IPO принято направлять именно на развитие бизнеса, а не «замораживать» на чьих-либо счетах. Ведь потенциальные акционеры готовы платить высокую цену за банк только в том случае, если они четко видят перспективы развития его деятельности. В то же время средства облигационных займов можно направлять на кредитование и т.п. Некоторые международные организации (МФК, МБРР) открывают специальные целевые кредитные линии российским банкам, кредитующим малый и средний бизнес. К сожалению, пока не все банки четко осознали, что перед тем как привлекать средства, необходимо иметь четкое представление о том, куда они будут направлены. Тогда банкам будет проще найти общий язык с потенциальными акционерами либо заемщиками», — отметил П. Самиев.

«Другим важным фактором является размер банка. Банки, не входящие в топ-50 российских банков и не занимающие при этом лидирующих позиций в каком-либо определенном сегменте рынка (будь то потребительское кредитование либо факторинговые операции), сильно ограничены в инструментах привлечения средств. Им практически закрыта дорога на IPO, да и облигационные займы обойдутся слишком дорого. Не стоит забывать и тот факт, что привлекать ресурсы в объемах менее $ 50 млн. (через облигационный заем либо IPO) вообще мало кто возьмется. Да и интереса у потенциальных инвесторов/кредиторов к данным заемщикам может не возникнуть. Поэтому для данных банков не остается выбора относительно источников привлечения: депозиты физических и юридических лиц, кредиты Банка России, выпуск векселей, МБК и, пожалуй, кредиты российских банков», — заметил П. Самиев.


Другие материалы по теме: