Рейтинговое агентство «Эксперт РА»: Кредитный рейтинг необходим российским банкам для успешной коммуникации с ключевыми участниками своей деятельности

15 мая 2006 (11:56)

УрБК, Москва, 15.05.2006. «Кредитный рейтинг необходим российским банкам для успешной коммуникации с ключевыми участниками своей деятельности (stakeholders). Актуальной задачей, стоящей перед российскими банками на сегодняшний день является привлечение дешевых иностранных ресурсов в форме организации синдицированных кредитов, размещения облигационных займов, выхода на первичное публичное размещение акций (IPO), продажи пакетов акций, либо всего бизнеса путем слияний и поглощения (M&A). В то же время основной проблемой отечественных кредитных институтов является их нетранспарентность, выражающаяся в непрозрачной структуре собственности, с одной стороны, в «дутой» структуре капитала и активов банка, - с другой. В ходе процедуры присвоения кредитного рейтинга, рейтинговое агентство тщательно изучает структуру собственности банка, его основных клиентов, специализацию финансовые соотношения. Полученная информация непосредственно отражается в рейтинговой оценке. Это важнейший сигнал для потенциальных инвесторов. Кредитный рейтинг банка имеет зачастую определяющее значение в процессе привлечения потенциальных инвесторов (например, в ходе road show), а также при последующем взаимодействии с ними (investor relations)», — заявил УрБК руководитель Отдела банковских рейтингов рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев.

«Присвоение кредитного рейтинга может определять отношения банков со своими клиентами. С 1 июля 2006 г. страховые компании, согласно новым правилам, смогут размещать страховые резервы на банковских депозитах в объеме 40% от суммарной величины только в том случае, если эти банки имеют рейтинг не менее двух уровней от суверенного рейтинга России у международных агентств (большой тройки) или аналогичного уровня у российского агентства. Это означает, что банки, депонирующие значительные средства страховщиков будут вынуждены получить кредитный рейтинг, чтобы не потерять своих ключевых клиентов. Не менее важное значение кредитные рейтинги имеют для собственников банка. Присвоенный рейтинг, а также его обоснование очень часто помогает понять собственнику результаты деятельности менеджеров, финансовую политику, а также риски, которые могут повлиять на кредитоспособность банка», — сообщил П. Самиев.

«Востребованность банка четко коррелирует с миссией и стратегией банка, с теми целями и задачами, поставленными перед ним собственниками и руководством. В том случае, если мы рассматриваем «кэптивный» банк, аффилированный к той или иной финансово-промышленной группе и не заинтересованный в привлечении финансирования либо продаже, тогда он, вероятно, не будет заинтересован в получении рейтинга. Эта ситуация была характерна для середины 90-х годов, но сейчас такая схема уходит в прошлое. Банки стараются «дистанцироваться» от своих финансово-промышленных владельцев, становиться более независимыми, публичными, привлекать международные кредиты и выпускать облигационные займы. Многие подобные банки собираются выставить себя на продажу иностранным инвесторам. Для реализации подобных мероприятий банкам необходимо получать кредитные рейтинги», — рассказал П. Самиев.

«Другую крайность может представлять мелкий региональный банк, не нацеленный на расширение своего бизнеса, либо привлечение дополнительного фондирования. Такие банки в настоящее время есть, но доля их операций в общем объеме незначительна и будет со временем только уменьшаться. Для всех остальных банков получение кредитного рейтинга – исключительно вопрос времени», — отметил руководитель Отдела банковских рейтингов рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев.


Другие материалы по теме: