«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Стремительный рывок на «Чкаловскую»

1 августа 2006 (09:54)

В выходные, направляясь по 8 Марта на Ботанику, лично удостоверился, что на перекрёстке у Южного автовокзала следует идти теперь в объезд: место вывода на поверхность будущей станции метро «Чкаловская» уже огорожено. Вчера дошли известия, что в решающую фазу входят и проектно-изыскательские работы, уточняются параметры обустройства всего землеотвода, план дорожных развязок на этом участке etc.

Того и гляди со дня на день начнут рыть-бурить, подготавливая плацдарм для встречи с проходчиками и строителями, которые тоже изрядно застоялись без наступательной работы в штреке.

Масштаб долго ожидаемого наступления на «Чкаловскую» не может не впечатлить. Подогревают всеобщий интерес речи ответственных руководителей и политиков: из их уст звучат цифры баснословного порядка. Это уже не какие-то там десятки и даже сотни миллионов, а миллиарды рублей: по два-три, а то и больше в год — и тогда в 2008-м «Чкаловская» примет первых пассажиров. А там, глядишь, дойдём в 2010-м и до «Ботанической». Широко известна и акция по сбору подписей горожан «за екатеринбургский метрополитен». Двести тысяч подписей уже отправлены в Москву. Все персоны влияния акцию поддержали.

В общем, пути назад отрезаны - для всех действующих лиц: министров, депутатов, партийных вожаков, ну и самих метростроевцев тоже. Впрочем, строители всегда говорили: были бы деньги, за нами не заржавеет... К слову, в этом выражении есть глубинный подтекст: при нехватке средств затруднительно поддерживать в надлежащем состоянии пройденный коридор тоннеля, а это неизбежно ведёт к дополнительным тратам. Наоборот, своевременное финансирование и под все мощности способно даже удешевить строительство.

Муниципалитет о своей финансовой доле в строительстве метрополитена никогда не забывал, выделены средства и на 2006-й (на 2007 - 2008 гг. городская казна, без сомнения, ресурсов ещё добавит). Область недавно вдвое увеличила объёмы своих вложений — до 800 млн. рублей. Теперь уже почти миллиардный обоюдный вклад города и региона обещала подкрепить Федерация — такой же суммой, во всяком случае, разговор и по партийной, и по депутатской линии шёл именно в ключе паритетности. Помнится, и федеральный министр финансов во время визита в Екатеринбург не отказал...

Известно, что на уровне экспертов и комиссии Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстроя) расчёты, представленные екатеринбургскими метростроителями и городскими властями, одобрены. Теперь надо, чтобы данные расходы (а требуется для пуска в эксплуатацию «Чкаловской» и завершения обустройства перегона к ней от «Геологической» порядка 4,5 млрд. рублей на 2007 — 2008 гг.) вошли в сводный финансовый план страны. Сейчас Минфин и депутаты Госдумы утрясают его параметры. Но, думается, при этом депутатам следует проконтролировать обещанные Федерацией деньги на 2006-й — ведь фронт работ на екатеринбургском метро разворачивается во многом и под них. А пока никаких, насколько мне известно, документов и счетов из Москвы не поступало. Слова политиков — это хорошо, можно и поверить, коль их произносят серьёзные люди, но всё-таки есть у русских людей поговорка про синицу в руках и журавля в небе...

Метрополитены России — объекты по своей важности стратегические. Существует утверждённая Правительством РФ программа их развития. Финансирование должно идти из федерального, региональных и муниципальных бюджетов. Причём изначально договаривались, чтобы средства Федерации тратить более-менее равномерно между городами, где строится метро при условии, конечно, что и на местах деньги будут находить. Увы, этого не происходило. Большая часть средств, выделяемых из федерального бюджета на строительство метрополитенов, идёт Москве, Санкт-Петербургу, в последние два года львиную их долю освоила Казань. На все остальные подземки России остаётся только 10-20% выделяемых по программе средств. Эту тенденцию следует переломить, тем более что бурно развивающийся Екатеринбург свою долю в программу исправно вносит.

Чтобы рывок до «Чкаловской» был действительно как победный марш-бросок стремительным и основательным, его следует обеспечить всеми наступательными средствами и крепким надёжным тылом. Иначе мы рискуем, врыться в землю без осязаемой отдачи.


Другие материалы по теме: