Введение института банкротства физических лиц существенно не отразится на положении заемщиков

1 августа 2006 (15:30)

Министерство экономического развития и торговли РФ предлагает создать институт банкротства физического лица. Банкиры опасаются, что судебной защитой, прежде всего, воспользуются недобросовестные заемщики.

Сейчас механизм банкротства распространяется на компании и индивидуальных предпринимателей, но не на физических лиц.

Чиновники предлагают дать право любому несостоятельному должнику с постоянным доходом подать заявление в Арбитражный суд о банкротстве и избежать единовременного изъятия имущества для погашения долга. Юристы и финансовые консультанты составят, а кредиторы утвердят реабилитационный план на срок до пяти лет. Помимо рассрочки заемщику по решению суда может быть предоставлена отсрочка по уплате штрафов и неустойки, часть долга может быть списана.

Сейчас проект закона Министерство экономического развития и торговли РФ обсуждает с Министерством финансов, Федеральной налоговой службой, экспертами и банкирами. В Министерстве ждут также предложений от рабочей группы Ассоциации региональных банков «Россия».

Предстоит определить минимальную сумму просроченной задолженности, начиная с которой гражданин сможет подпадать под действие процедуры банкротства. Генеральный директор коллекторского (занимающегося сбором долгов) агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева считает, что в этом нет необходимости — гораздо важнее сам факт наличия просроченной задолженности и невозможности заемщика расплатиться.

«Формализация отношений кредитора и заемщика в законе всегда лучше неопределенности, к тому же кредиторы смогут чувствовать себя увереннее», — считает директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин.

«Участвуя в разработке персональной антикризисной стратегии, банк гарантирует себе возврат одолженной суммы, а это значительно надежнее, чем реализация его неликвидного имущества», — говорит председатель правления «Абсолют Банка» Николай Сидоров.

«Проект закона Минэкономразвития, обеспечивающий защиту граждан, оказавшихся в долговой зависимости от банков, — это очередной декларативный документ. В случае возникновения института банкротства физических лиц положение заемщиков останется неизменным. Хоть в данном случае банкротство физических лиц будет аналогично банкротству компаний и индивидуальных предпринимателей, обратить взыскания на имущество будет очень сложно», — считает партнер ООО «Юридическая фирма «Ардашев и партнеры» Иван Кадочников.

Как заявила генеральный директор юридической фирмы «Юс-Когенс» Светлана Корабель, при создании института банкротства, усилятся злоупотребления заемщиков, поскольку банкротство — это очень хороший способ «очиститься» от долгов.

«Все имущество заемщик может переписать, к примеру, на родственников, тогда фактически платить ему будет нечем. Гораздо большая польза от данного законопроекта будет в том случае, если в нем будет указано, что после объявления процедуры банкротства заемщик еще долгое время (предположим, лет 5) не сможет оформить на себя кредит. Тогда, возможно, закон можно считать мерой избежания недобросовестности в области кредитования», — сообщает Светлана Корабель.

«Как известно процедура банкротства — достаточно затратное дело. Можно предположить, что все затраты, скорее всего, лягут именно на заемщика, который и без того не в состоянии расплатиться с долгом по банковскому кредиту. Поэтому до конца остается не понятным, каким образом вся эта процедура будет осуществляться», — утверждает С. Корабель.

«На мой взгляд, банкротство физических лиц пойдет должникам только на пользу, поскольку это поведет к тому, что все обязанности с физического лица снимутся и он фактически «с чистого листа» начнет свою новую кредитную историю в других хозяйствующих субъектах. В 10-ой главе новой редакции закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», касающаяся банкротства физических лиц, сказано: если человек признан банкротом, то «сроки исполнения обязательств гражданина считаются наступившими; прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем обязательствам, прекращается взыскание с гражданина по всем исполнительным документам. Таким образом, в компаниях и у индивидуальных предпринимателей это повлечет ликвидацию, а с физического лица попросту снимут все обязательства перед банком», — заявляет юрист агентства юридической безопасности «Интеллект-с» Роман Речкин, комментируя разрабатываемый законопроект по созданию института банкротства физического лица.

«Для борьбы с должниками предлагалось, к примеру, ужесточить меры наказания для них, прибегая даже к тому, чтобы ставить в паспорт штамп: банкрот. Это будет значить, что гражданин ограничен в правах: не может выехать за границу — изымается загранпаспорт, не может получить кредит в банке, ему запрещено садиться за руль автомобиля (автомобиль —источник повышенной опасности, а он если кому-то ущерб нанесет, даже не возместит его), он не может приобретать в собственность недвижимость, предметы роскоши и т.д. И уже после того, как должник расплатится, суд снова признает его правоспособным. Я считаю, что данные идеи неконституционны и необходим несколько другой подход к этой проблеме», — говорит Роман Речкин.


Другие материалы по теме: