«Моя квартира», Иван Яшин пишет: «Сверхдешевое жилье: благо или сыр в мышеловке?»

7 августа 2006 (10:37)

Средняя стоимость однокомнатной квартиры в Екатеринбурге приближается к полутора миллионам рублей. Квартиры в строящихся домах, продаваемые на «стадии котлована», несколько дешевле - от 1 миллиона 200 тысяч рублей. Однако в последнее время на рынке появились предложения жилья по ценам, значительно ниже рыночных. Так, компания «Новый град» в своих рекламных объявлениях предлагает жителям Екатеринбурга однокомнатные квартиры по 700 и даже 600 тысяч рублей - то есть по ценам, практически вдвое ниже средних по рынку.

Казалось бы, появление такого предложения должно только порадовать потенциальных участников долевого строительства, а перед офисом «Нового града» должны появиться очереди желающих принять участие в столь привлекательной «долевке». Однако, вместо них под окнами «Нового града» уже несколько месяцев стоит бессрочный пикет, организованный общественными организациями, отстаивающими права обманутых дольщиков, а эксперты в сфере жилищного рынка не устают предупреждать: бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

В самом деле - каким образом в ситуации жесткой конкуренции на строительном рынке компания может снизить стоимость строительства в два раза? Эксперты дают несколько вариантов ответов: либо за счет существенного (в те же два раза) уменьшения площади квартиры, превращения ее в своеобразный «шкаф для жилья», либо за счет ухудшения качества строительных работ. У некоторых застройщиков имеется целый арсенал методов постройки жилья со скрытыми недостатками, которые проявляются лишь после его приемки и сдачи.

Впрочем, многие эксперты уверены, что предложение квартир по ценам в два раза ниже рыночных – «строительная пирамида». «На мой взгляд, подобные предложения напоминают западню, ловушку. Как правило, попадают в нее люди, не имеющие средств, но желающие улучшить жилищные условия. Они несут последние деньги недобросовестным застройщикам, вкладывают в долевое строительство и, зачастую, теряют все свои сбережения. Это такие же пирамиды, «МММ», «Чара» и «Хопер-инвест», только на строительном рынке», - полагает Президент НК СРО независимых арбитражных управляющих «Дело» Владимир Коробов.

Механизм функционирования строительной пирамиды прост: компания-застройщик приобретает землеотвод и начинает привлекать средства дольщиков. Часть денег тратится на проведение минимальных строительных работ, большая - направляется на приобретение новых землеотводов. Для их освоения привлекаются средства очередных дольщиков. Часть из них идет на проведение строительных работ на первом объекте, часть - на создание видимости строительства на новых участках, крупные суммы оседают в кармане застройщика или тратятся на приобретение следующего круга землеотводов. В принципе, такая «пирамида» может иметь достаточно большое число этажей, число землеотводов может превышать число строящихся, а, тем более, построенных домов в несколько раз.

Подобная строительная пирамида может существовать очень долго, иногда - по 10 и более лет. Но всякая пирамида обязательно должна обрушиться.

Первыми появляются задержки в строительстве. Если обычно дом возводится за 1-2 года, то в условиях «пирамиды» этот срок может быть увеличен в два-три раза, просрочка по строительству может составлять от 2 до 5 лет. Долгострой приводит к ухудшению репутации компании: среди потенциальных инвесторов распространяется информация о задержках, неисполнении обязательств. Перед офисами фирм-пирамид появляются пикеты обманутых граждан, требующих давно оплаченного жилья.

Чтобы привлечь дольщиков «строительные пирамиды» начинают снижать цены, выпускать на рынок невероятно дешевые предложения. Понятно, что привлеченные таким образом средства уже не идут на строительство: компания, предвидя свой скорый конец, старается вывести активы, подготовиться к банкротству.

И, наконец, все пирамида рушится. В определенный момент доверие к компании иссякает окончательно, приток новых дольщиков прекращается. Как правило, фирма к тому времени уже объявлена банкротом, большинство дольщиков, особенно - вложивших свои средства на поздних стадиях строительства, остаются ни с чем.

«Участие в строительной пирамиде сродни лотерее - если вам повезет оказаться в первой очереди, вы потеряете только время на ожидание завершения строительства - как правило, это лишние два года. Если вам не повезет, и вы окажетесь в числе самого многочисленного «нижнего» слоя - то потеряете еще и свои деньги. Вернуть их при банкротстве компании очень сложно», - отмечает Член совета саморегулируемой организации независимых управляющих «Дело» Владимир Рождественский.

По его мнению, целый ряд признаков строительных пирамид наличествует у некоторых фирм Екатеринбурга. Как правило, все объекты такой компании сдаются с задержками, которые зачастую превышают 2 года. Перед ее офисом стоят пикеты недовольных ее деятельностью, количество неосвоенных землеотводов, находящихся в ейе собственности, превышает количество уже построенных домов. Сама она или дочерние структуры проходят процедуру банкротства.


Другие материалы по теме: