Екатеринбургское PR-агентство начало свою работу с «черного пиара»

15 августа 2006 (14:36)

14 августа недавно созданное екатеринбургское PR-агентство «Аристотель» посредством спам-рассылки распространило составленный им так называемый «рейтинг самых недружелюбных компаний Екатеринбурга». В список вошли 10 крупных екатеринбургских компаний.

Между тем методы создания и распространения данного рейтинга, поставившего под вопрос деловую репутацию ряда крупных компаний, не являются объективными и не подкреплены научной базой. Об этом свидетельствуют заявления представителей агентства «Аристотель».

Согласно распространенной агентством информации, рейтинг был составлен на основе собственных исследований, проведенных агентством: представители «Аристотеля» звонили в крупные коммерческие структуры и пытались получить там некую информацию. Полученные ответы оценивались сотрудниками агентства по трехбалльной шкале и служили основой для составления рейтинга.

«Рейтинг «10 недружелюбных компаний Екатеринбурга» был составлен нашим агентством на основе методики, которая ранее не была опробована. В связи с этим мы признаем, что данная методика субъективна. Наш специалист просто звонил в компанию, задавал вопрос, который сам придумал, и отслеживал реакцию собеседника. В большинстве случаев для опроса были отобраны по справочнику крупные холдинговые компании», — заявила исполнительный директор PR-агентства «Аристотель» Ольга Суржикова.

В то же время следует отметить, что агентством не была предоставлена полная информация, позволяющая судить об адекватности, репрезентативности и объективности исследования. Так, в распространенной информации отсутствуют данные о научной базе, методологии исследования, списки задаваемых вопросов, критерии оценки ответов, списки респондентов и их должности. Кроме того, в распространенный рейтинг попали только 10 компаний, данные об остальных не были распространены.

«Мы не претендуем на научные факты, нашей целью являлось создание рейтинга неклиентоориентированных компаний. Мы не призываем никого доверять этим данным хотя бы потому, что не считаем их полностью объективными», — сообщила О. Суржикова.

«Способ рассылки составленного нами рейтинга стал тактической ошибкой агентства. Мы не должны были рассылать эти сведения в виде спама», — отметила О. Суржикова.

Как отмечают представители компаний, которые попали в рейтинг, они не были уведомлены о том, что принимают участие в подобном анкетировании.

«PR-агентство «Аристотель» не обращалось в нашу компанию с предложением принять участие в анкетировании для составления рейтинга самых недружелюбных компаний Екатеринбурга. В связи с этим факт присутствия нашей компании в этом рейтинге позволяет полагать, что это не что иное, как заказная «черная» PR-акция», — заявил директор ООО «Геософт-Консалт» Олег Бурнейко.

«Звонков от агентства «Аристотель» к нам не поступало. Возможно, что сотрудники «Аристотеля» представлялись другой организацией. Более того, они просто могли спровоцировать на грубость моих коллег умышленно», — отметил О. Бурнейко.

«Мне известно о существовании различных методик социологических опросов и об их достоверности, но рассылать данные, подобные рейтингам агентства «Аристотель», весьма неэтично. Следует отметить, что у меня нет уверенности в абсолютной достоверности опубликованных данных», — сообщил О. Бурнейко.

Кроме того, в екатеринбургском Интернет-ресурсе появилось заявление со ссылкой на агентство «Аристотель» о том, что методика, по которой проводилось исследование, была опробована НИИ прикладной социологии и маркетинга. Однако директор института утверждает, что они не предоставляли агентству никакой методики. А также, что их методология исследования значительно отличается от той, которую использовало агентство «Аристотель».

«Наш институт не предоставлял никакой методики PR-агентству «Аристотель», — заявил директор Научно-исследовательского института прикладной социологии и маркетинга Алексей Швайгерт.

«Возможно, речь идет о самостоятельном использовании самых общих принципов метода «тайная покупка», который применялся нашим институтом в прошлогоднем исследовании «Европейский сервис — Екатеринбургу». Но по итогам того исследования мы опубликовали список только доброжелательных компаний — лидеров рынка. И мы проводили не телефонный опрос, а опрос по специально составленным анкетам с участием привлеченных «тайных покупателей». Торговые точки посещались несколько раз с целью минимизации влияния субъективной оценки›, — сообщил А. Швайгерт.

«Мы хотели провести телефонный опрос «mystery call», но внедрение методики требует тщательной профессиональной проработки, а полученная информация является конфиденциальной. Результаты можно использовать в обобщенном виде›, — отметил А. Швайгерт.

В общем, можно сказать о том, что «рейтинг самых недружелюбных компаний Екатеринбурга» был составлен агентством «Аристотель» с субъективной точки зрения.

Данные факты, вкупе с методом распространения информации, в качестве которого была избрана спам-рассылка по открытой базе адресов, могут служить показателем уровня профессионализма и объективности сотрудников агентства «Аристотель».


Другие материалы по теме: