«Уральский рабочий» и Андрей Морозов: «Лицо юридическое, а страдания физические»

16 августа 2006 (12:00)

Все, что связано с Уралмашзаводом, являющимся одним из символов Урала, нас, уральцев, не может не волновать. Тем более что бывший флагман советского машиностроения до сих пор не очень уверенно чувствует себя на рыночных волнах. И потому недавний его переход под управление одного из самых успешных российских бизнесменов Алишера Усманова вселяет осторожный оптимизм.

Каха «Великолепный»

Будучи заводом с историей, «Уралмаш» первым и попал под колесо этой самой истории. Именно с «завода заводов» началась ваучерная революция, в ходе которой бывший аспирант одного из московских вузов Каха Бендукидзе обменял мешок с новыми деньгами от Чубайса на тогда еще громадное предприятие с десятками тысяч работающих на нем, с цехами с километровыми пролетами и с разнообразнейшей продукцией, которой можно было укомплектовать целый металлургический завод.

Но, как оказалось, новый хозяин вовсе не собирается развивать успехи, достигнутые под неустанным призором еще одного грузина — Серго Орджоникидзе, за что целый район Екатеринбурга был назван Орджоникидзевским. Более того, как выяснилось много позже, К. Бендукидзе «Уралмаш» купил с единственной целью, чтобы продать. Естественно, дороже.

И, надо отдать ему должное, обладая колоритной внешностью и будучи одного поля ягодой с тогдашними рыночниками, Бендукидзе словами «реструктуризация», «капитализация» и прочим «новоязом» удавалось долго затушевывать факт превращения «Уралмаша» в нечто вроде большой мастерской. А когда совсем уж требовали отчета, то он либо лично становился во главе Уралмашзавода (так было, когда случилась темная история с убийством прежнего директора Игоря Белоненко), либо прикупал еще одно предприятие, красочно расписывая, как станет хорошо после собирания активов в холдинг «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ).

И действительно, не обманул — стало хорошо, но только ему одному. Очень выгодно продав ОМЗ, Бендукидзе убыл на историческую родину в Грузию, где в ранге министра занимается перекройкой всей грузинской экономики.

К слову, кроме «Уралмаша», за Бендукидзе числится еще один «подвиг», от которого свердловской экономике до сих пор икается. В свое время он сильно поспособствовал лишению Свердловской области права первородства по производству труб большого диаметра (ТБД). В состав «Ижорских заводов», которые он присоединил к своей машиностроительной империи, входил и Ижорский трубный завод; А на нем имелся «Стан-5000», на котором можно было катать лист для изготовления ТБД. Правда, после глубокой модернизации и оснащения дополнительным оборудованием. Но все же это требовало гораздо меньше денег, чем строить с нуля «Стан-5000» на «Заводе по производству труб большого диаметра» (ЗПТБД) в Нижнем Тагиле.

Но, как обычно бывало, верх у Кахи Автандиловича взяли сиюминутные коммерческие резоны. И «Стан-5000» был продан «Северстали». А результат вы знаете. Накануне встречи «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге президент Владимир Путин расписался на первом образце ТБД, произведенном «Северсталью».

И коли уж разговор зашел об «Ижорских заводах», то их судьба в общем-то определилась. Эта группа предприятий, как вы знаете, относится к атомному машиностроению. И потому вполне логичен их альянс с «Атомэнергомашем», куда Росатом хочет собрать активы, имеющие отношение к атомному машиностроению. Это вполне логичный ход для ведомства, намеревающегося в течение нескольких десятков лет запустить в эксплуатацию порядка 60 ядерных энергоблоков.

В связи с такой перспективой холдинг ОМЗ перестанет существовать, а «Уралмаш» будет вынужден отправиться в автономное плавание. Капитаном же станет Алишер Усманов. И вот почему.

Во-первых, в настоящий момент «Уралмаш» является собственностью Газпромбанка. Последний, не секрет, контролируется «Газпромом», А в газовой монополии для управления непрофильными активами в 2000 году создан «Газпром-инвестхолдинг», которым руководит, и уже давно, как раз Усманов. Во-вторых, что также не секрет, в последующем газпромовские непрофильные активы, находящиеся в управлении Усманова, им же и покупаются. Как это произошло в свое время с Лебединским ГОКом и Оскольским электрометаллургическим комбинатом.

Уралмашзавод впишут

Уже сейчас можно прикинуть, во что «Уралмаш» обойдется Усманову. В 2005 году на долю уральских машиностроителей пришлось 17% всей выручки ОМЗ.

Также известно, сколько Газпромбанк заплатил за весь машиностроительный холдинг Бендукидзе. Зная все это и произведя несложные арифметические подсчеты, мы получаем 50—60 миллионов долларов. Но если учесть, что на промплощадке «Уралмаша» зарегистрировано много юридических лиц, часть которых не принадлежит нынешнему собственнику завода, то цифра может быть и поменьше. К тому же надо учитывать еще и то, что на уралмашевской территории создается технопарк.

Уже известна и первоначальная организационная форма сотрудничества А. Усманова с «Уралмашем». Будет создано совместное предприятие (СП), куда и передадут уралмашевские активы. Из источников, близких к Усманову, стало известно, что его вкладом в СП будет машиностроительный концерт «Ормето-ЮУМЗ». Тот же источник привел объяснение, почему выбрана именно такая конфигурация. «В советские времена «Ормето-ЮУМЗ» и «Уралмаш», расположенные в 850 км друг от друга, задумывались как единая технологическая линейка, — говорит он. — К примеру, если ЮУМЗ выпускает только литейное и печное оборудование, то «Уралмаш» еще и прокатное».

В результате по настоящее время в России три четверти железной руды перерабатывается уралмашевскими машинами. На оборудовании, спроектированном и выпущенном «Уралмашем», изготовляются все российские рельсы и прокатывается две трети холоднокатаного стального листа.

Так что выбор специализации «Уралмаша» у нового хозяина достаточно велик. А исходя из знания того, к чему проявляет наибольший интерес бизнесмен А. Усманов, можно вычислить и дальнейшую судьбу предприятия. Для чего воспользуемся программным интервью, которое он в свое время дал журналу «Эксперт».

Курс капитана Усманова

«Знаете, в чем заключается парадокс России? — задал риторический вопрос А. Усманов во время интервью. — Никто не обратил внимания, что по запасам железных руд Россия находится на первом месте в мире, как, например, по газу. Но если у нас есть флагман газовой индустрии — «Газпром», — то почему такой же флагман нельзя построить в железорудном сегменте? Ведь пока что наши горнорудные компании — дети по сравнению с лидерами рынка CVRD, RioTinto, ВНР Billiton. Но ведь есть потенциал роста!»

И далее Усманов перечислил, какие ГОКи должны войти в создаваемый им железорудный гигант. «У меня есть идея, — заявил он тогда, — объединить в том или ином виде некоторые железорудные компании СНГ: Соколовско-Сарбайский ГОК в Казахстане, Лебединский и Михайловский ГОКи в России, некоторые украинские рудные компании и организовать, скажем, Единую горно-металлургическую компанию, которая будет диктовать цены на железорудное сырье всему миру. И я готов посвятить этому делу всю свою жизнь».

И это не просто слова. Уже сейчас А. Усманов контролирует 40% российской железной руды. Получено принципиальное согласие правительств Казахстана и Украины на совместную работу по созданию железорудного «Газпрома». Под это, видимо, будут подстраивать и «Уралмаш», который станет специализироваться на выпуске горно-металлургического оборудования.


Другие материалы по теме: