Репутационные риски на инвестиционном рынке: проблема «Еврогрина»

18 августа 2006 (16:54)

Суд города Новый Уренгой продолжает рассмотрение дела екатеринбургского предпринимателя, председателя Совета директоров инвестиционно-финансовой компании «Еврогрин» Ильи Гаффнера. Слушания по делу назначены на 12 сентября 2006 года. Напомним, что предыдущие слушания, которые должны были пройти 2 августа этого года, не состоялись из-за неявки подозреваемого: Илья Гаффнер заявил, что болен, и не может прибыть в Новый Уренгой. Об этом сообщают в городском суде Нового Уренгоя. По аналогичной причине не состоялись и предварительные слушания 19 июля 2006 года. Напомним, что прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа обвиняет Илью Гаффнера в невыплате заработной платы сотрудникам компании «Севтюменьтранспуть», которой предприниматель руководил в 2004 году. Обвинения предъявлены по части 1 статьи 145-Уголовного кодекса РФ (Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, повлекшая тяжкие последствия). Ввиду особой социальной значимости дела оно было взято на особый контроль отделом Генеральной прокуратуры в УрФО.

По версии прокуратуры ЯНАО, Илья Гаффнер несколько месяцев подряд не выплачивал заработную плату 180 своим сотрудникам, в связи с этим задолженность составила около 47 миллионов рублей. Как следует из материалов уголовного дела, ОАО «Севтюменьтранспуть» осуществляло монопольные транспортные перевозки на участках железной дороги Новый Уренгой — Ямбург и Новый Уренгой — Пангоды. Фактически предприятие являлось не только безубыточным, но и прибыльным: на перевозку грузов компания устанавливала тарифы, которые значительно превышали тарифы РЖД.

В официальном заявлении прокуратуры сообщается, что следственные действия позволили выявить механизмы вывода средств из «Севтюменьтранспути» в сторонние организации, несмотря на то, что финансовая документация за исследуемый период была уничтожена.

После периода руководства Ильи Гаффнера компания «Севтюменьтранспуть» фактически прекратила свое существование, её активы были переданы другим структурам, в том числе ОАО «Ямальская железнодорожная компания». В настоящее время в компании продолжается процедура банкротства.

Дело против Ильи Гаффнера было передано в Городской суд Нового Уренгоя. В том случае, если главу совета директоров УФК «Еврогрин» суд признает виновным, ему грозит наказание в виде лишения свободы сроком от 3 до 7 лет.

В то же время эксперты финансового рынка Екатеринбурга не исключают, что возбуждение и расследование уголовного дела в отношении основателя и председателя совета директоров инвестиционной компании и выдвижение против него обвинений в совершении финансовых преступлений, напрямую связанных с экономической недобросовестностью, уже сейчас могут сказаться на екатеринбургском бизнесе Ильи Гаффнера. Дело в том, что рынок доверительного управления средствами, на котором работает ИФК «Еврогрин», не предусматривает гарантий доходности и, по сути своей, строится на вере инвесторов в профессионализм и порядочность операторов рынка.

В первую очередь это касается крупных частных инвесторов, рискующих собственными средствами в размере от 100 тысяч долларов и больше. Для них любые симптомы возможной ненадежности управляющей компании могут оказаться сигналом к немедленному выводу средств и помещению их в иные инструменты сбережения и накопления.

В этой ситуации любые репутационные риски, особенно такие, как возможное уличение председателя правления инвестиционной компании в совершении финансовых преступлений, могут стать стимулом к массовому оттоку средств вкладчиков или другим столь же неблагоприятным для компании последствиям.

Наблюдатели не исключают, что некоторые такие последствия мы уже можем наблюдать воочию: Федеральная служба по финансовым рынкам сегодня распространила информацию о прекращении деятельности закрытого паевого инвестиционного фонда «Фонд Энергия» под управлением Управляющей компании «Еврогрин» (входит в структуру ИФК «Еврогрин»). Как пояснили в пресс-службе ФСФР, причиной прекращения деятельности фонда стало то, что до окончания срока формирования фонда стоимость привлеченного имущества оказалась меньше определенной правилами формирования паевых инвестиционных фондов. Иными словами, фонд не смог привлечь достаточного числа пайщиков для того, чтобы начать свою деятельность.


Другие материалы по теме: