«Деловой квартал», «Почему падают мосты? Редкая строительная компания гарантирует качество работ»

18 сентября 2006 (12:18)

Скажу сразу, я не пытаюсь выяснить, почему обрушилась автомобильная эстакада на перекрестке улиц Восточная — Шевченко, тем более — искать виновных. Вероятно, это ошибка конструкторов, но позиция подрядчика обычно более уязвима. Многие строительные организации Екатеринбурга, попав в подобную ситуацию, не смогут доказать, что работали по правилам. Кто даст гарантию, что дома и мосты, которые они возводят, не превратятся завтра в груду развалин? Боюсь, что никто. Это легко подтвердить, разложив проблему на части по принципу «5m»: люди (men), оборудование (machines), материалы (materials), методы (methods) и измерения (measures). Именно из этих составляющих складывается надежность постройки. Если хотя бы один из перечисленных факторов «провисает», возводимый объект становится потенциально опасным.

По долгу службы я изучал ситуацию на многих городских стройках и могу обобщить свои наблюдения. Выводы, к сожалению, неутешительные.

Люди

Квалификация рабочих остается низкой. Дает о себе знать и человеческий фактор — большинство специалистов уверены, что им известно, как «правильно выполнять работу». При этом они не удосуживаются детально ознакомиться с чертежами и технологией, а записей по результатам выполненных заданий и контрольных операций не ведут.

Оборудование

Требования к строительной технике, оборудованию и инструментам при возведении того или иного объекта либо не определены, либо не соблюдаются. Используемая техника находится в плачевном состоянии, потому что предприятия стараются экономить на ремонте и придерживаются принципа «что имеем, с тем и работаем».

Материалы

Приходилось сталкиваться с тем, что закупаемые материалы и конструкции поступают без необходимой сопроводительной документации. Вместо системного входного контроля принимающие ограничиваются визуальным осмотром. Записи по итогам таких проверок не ведутся, идентификация материалов не проводится, проследить в дальнейшем, откуда поступил материал с дефектами, невозможно. Не соблюдаются требования по хранению материалов, транспортировке и правила погрузочно-разгрузочных работ.

Методы

Не секрет, что в России строительно-монтажные работы начинаются, когда проектно-сметной документации еще нет. Подрядчик не проводит ее анализ и экспертизу, а впоследствии не доводит до производителя работ изменение проектных решений.

На стройках используются устаревшие ГОСТы, СНиПы и другие необходимые стандарты и нормативные документы. Недавно я обнаружил на одном предприятии СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства», который утратил силу с 1 января 2005 г. Строители ничего об этом не знали.

Много проблем связано также с отсутствием проектов организации строительства (ПОС), проектов производства работ (ППР) и технологических карт. Получается, работы выполняются без техдокументации, соответственно о соблюдении технологии не может быть и речи.

Как правило, в подрядных организациях отсутствуют критерии оценки и выбора поставщиков и субподрядчиков. Не утверждены и не пересматриваются перечни надежных и сомнительных поставщиков и субподрядчиков.

Измерения

Строительно-монтажные работы контролируются лишь формально. Записи по ним либо не ведутся, либо заносятся задним числом. Часто необходимые средства измерения на строительных участках просто отсутствуют. Мне лично доводилось видеть в качестве средств измерений отрубленную от дерева ветку (метр) и подвешенную к веревочке гайку (отвес).

Что делать?

Я приведу слова одного из руководителей компании, построившей храм Христа Спасителя в Москве. Олег Лянг, заместитель генерального директора ЗАО «Моспромстрой», сказал, что в одинаковой мере гордится и воссозданием храма, и построением в своей компании системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001.

Застройщики Москвы стали внедрять ISO 9001 не случайно. Делать это их обязало правительство столицы. С 2001 г. при проведении тендеров среди подрядных организаций и конкурсов на предоставление земельных участков при прочих равных показателях предпочтение стали отдавать тому, кто внедрил систему управления качеством. А с 2004 г. в Москве и вовсе запретили участвовать в торгах по городскому заказу строительным фирмам, у которых нет ISO 9001.

В Екатеринбурге же картина несколько иная. Единственный формальный гарант качества работ местных застройщиков и подрядчиков — лицензия и исполнение СНиПов. Но, по моим наблюдениям, ни то ни другое не может обеспечить безопасность и качество. Требуются кардинальные меры. И я полагаю, что гарантом качества строительства должна стать администрация города, которой необходимо обратиться к мировому и столичному опыту.


Другие материалы по теме: