«Российская газета», Сергей Авдеев пишет: «Облом. Кому и во что обойдется восстановление рухнувшего моста»

19 сентября 2006 (10:56)

Тему обрушения почти построенного моста над улицей Восточной в Екатеринбурге «Российская газета» затрагивала дважды. В номерах за 6 и 7 сентября мы с помощью экспертов анализировали возможные причины ЧП и пытались выявить вероятных виновников. Теперь пришло время ответить на самые главные вопросы: кто будет платить за аварию и на чьи деньги мост будет заново восстанавливаться?

Мост падших надежд

Четвертое сентября в Екатеринбурге — это, конечно, не одиннадцатое в Нью-Йорке. День, когда рухнул мост, запомнится многим и надолго, но само по себе это событие не эксклюзивное. Падали и продолжают падать строящиеся объекты во всем мире. А наш мост, к счастью, никого не придавил да и не рухнул весь полностью — центральная часть устояла, упали только оба его крыла. На профессиональном языке это называется обрушением частей конструкции. Попросту — облом.

А вот что будет дальше? Кто будет наказан и кто заплатит за новый мост? Из того, что заказчиком путепровода выступала администрация города и мэр Аркадий Чернецкий уже подтвердил, что стратегически важный для города объект будет восстановлен, логически следует, что бюджет города уже понес убытки и понесет еще. А ведь бюджет — это наши с вами налоги. Вернут ли виновные в аварии все потраченные деньги в городскую казну — большой вопрос. 160 миллионов рублей ни у кого в заначке на черный день не валяется. А ведь к тому же надо будет выплачивать ущерб железной дороге — это еще 50 миллионов.

Администрация города громко заявила, что взыщет все деньги с того, на кого суд укажет. Однако до суда надо жить. И что — все это время эстакада будет ждать, напоминая горожанам пугающими обломками о своей печальной судьбе? И о том, как обломились надежды жителей Пионерского поселка, куда устремлялся злополучный мост...

Еще не улеглась пыль под обломками эстакады, а городской парламент в лице одного депутата без обиняков предлагает: бизнес должен скинуться на достройку объекта. На что бизнес в лице другого депутата так же откровенно отвечает: а на кой оно нам упало?! Еще один депутат, уже Государственной Думы, направил свои запросы в Генпрокуратуру, МЧС и в парламентский комитет по промышленности и строительству — хочет не просто поучаствовать, а разобраться в насущном вопросе: где деньги, Зин? На волне общего ажиотажа одна местная общественная организация, пытаясь оторвать свой кусок от неуместной пиар-кампании, организует несанкционированный пикет у здания мэрии. Все жаждут крови и какой-никакой ясности по свалившейся на горожан проблеме.

Власти города официально заявили, что ошибки в выборе проектировщика и подрядчика-строителя моста не было. Институт «Уралгипротранс» и Мостоотряд-72 — опытные, проверенные временем организации. Значит, подозрение падает прежде всего на качество материалов, из которых строили путепровод? Сейчас специальная комиссия отбирает пробы арматуры и бетона с места разлома пролетов, и окончательная оценка экспертов должна расставить все по своим местам.

В то же время в Челябинске никто не может отыскать головной офис строителя-генподрядчика. Телефоны и адреса «Уралмостстроя», выигравшего тендер на возведение эстакады, оказались практически недосягаемыми. Директор института-изготовителя проекта честно заявляет, что готов понести ответственность, если суд признает полную или частичную его вину, однако что взять с проектного института? Когда у конструкторов были такие деньги?

Руководитель Свердловского отделения Союза архитекторов России Владимир Холмецкий утверждает: «Проектные организации получают за свою работу сущие копейки, всего 3 — 4 процента от стоимости квадратного метра. В результате профессиональных проектировщиков не хватает катастрофически. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция — построить и сдать объект побыстрее. Однако строительство — очень сложный многоуровневый процесс, и на каждом этапе должна быть строгая система контроля за качеством выполненных работ. Но в строительной отрасли назрел настоящий системный кризис. И, если в ближайшее время ситуация не изменится, инцидент с обрушением моста может быть далеко не последним».

Возможны варианты...

Одно было бы хорошо — если бы обломившийся мост был застрахован. Тогда мэрия получила бы за него страховку. Но практики страхования строящихся объектов вообще нет в администрации города, там страхуют только готовые и принятые в эксплуатацию объекты. Увы, эстакада не дожила до этого приятного момента всего полтора-два месяца.

Генеральный директор страховой компании «Северная казна» Александр Меренков, консультируя корреспондента «РГ» по механизму возможных выплат страховки, подчеркивает:

— Есть три возможных варианта развития событий — в зависимости от того, что именно застраховано. Если бы страховался сам мост, как имущество, то возмещение вреда от страховой компании напрямую получило бы предприятие-заказчик, то есть мэрия. Для этого должно быть точно доказано, что произошло воздействие внешних сил: скажем, грунт «поплыл». Второй вариант — если будет доказана вина изготовителя. То есть проектировщики все сделали правильно, а строители что-то не то вложили. И третий вариант — если будет обнаружена ошибка в проекте. В двух последних ситуациях страховые выплаты не будут произведены, как в случае с «Трансвааль-парком», где была доказана вина проектировщика. Страховой случай здесь возможен, если только строители и проектировщики сами страховали свою часть работ, что, мне кажется, маловероятно. Несколько сложнее, если была застрахована гражданская ответственность изготовителя и проектировщика — тогда надо будет ждать решения суда.

Судебного вердикта ждать придется в любом случае, поскольку прокуратура ведет уголовное расследование. Если прокуроры выяснят, что в бетоне, скажем, заложена не та марка цемента или арматура сделана не из того металла, виноваты будут, скорее всего, строители, потому что они сами должны контролировать качество исходных материалов. К тому же большинство этих материалов и изделий они готовят на собственной производственной базе.

А может быть еще и четвертый вариант — если в ходе проверки выявится комплекс причин, по которым обрушилась эстакада. Как тогда будет взыскиваться ущерб — пока даже лучше не загадывать.

Проект строящегося моста, по нашим сведениям, тоже не был застрахован, поскольку на момент обрушения объекта не прошел обязательной экспертизы. Землетрясений и камнепадов 4 сентября на территории Екатеринбурга не наблюдалось. Значит, раскошеливаться .на возмещение убытков заказчика будут, скорее всего, строители или проектировщики. Или - обе организации вместе.

Диалог оптимистов с энтузиастами

Власти города и области порадовали всех на прошедшей неделе своей солидарностью друг с другом и со Свердловской железной дорогой. Премьер правительства Алексей Воробьев и глава города Аркадий Чернецкий после расчистки места обвала моста выразили полное удовлетворение действиями штаба, рабочих-строителей, спасателей и особенно железнодорожных ремонтников, дни и ночи ликвидировавших последствия аварии. Многие были приглашены на прием к мэру, где получили грамоты и подарки.«Вокруг беды россияне объединяются», — почти победно высказался председатель областного правительства. Всем стало понятно: нет худа без добра, и неприятные испытания нас только сплачивают в монолит. Мы умеем сообща преодолевать трудности, все мы — патриоты родного города.

И хотя один депутат областной думы все же обронил фразу по поводу того, что «объекты, контролируемые областной властью, не падают», этот пассаж не омрачил общего впечатления от того, как ударно мы научились справляться с бедами.


Другие материалы по теме: