Региональный рынок пива: эпоха передела

Рынок пива по итогам первых шести месяцев 2006 года по основным показателям пивоваренной отрасли показал относительно умеренные темпы роста. Такой прогноз для развития рынка пивоваренной продукции в России давали аналитики еще в начале года, поэтому для большинства игроков это не стало неожиданностью.

Согласно данным Федерального агентства государственной статистики, в 2005 году в России было произведено 892 млн. дал пива, что составило 6% роста производства относительно показателей 2004 года. За последние несколько лет объем продаж пива не был столь низким как в этом году. Это позволило экспертам предположить, что рынок близок к насыщению, следовательно, темпы роста отрасли в последующие периоды будут довольно умеренными.

В начале 2006 года в пивоваренной отрасли стал очевиден процесс стагнации. Во многом на показателях сказались погодные условия, которые были весьма суровыми на всей территории страны. Так, в январе по сравнению с аналогичным периодом 2005 года падение объемов продаж составило 12,4%, но уже в феврале показатели смогли выровняться.

За январь-апрель 2006 года темпы роста производства пива выросли на 19,4%. В связи с восстановлением необходимых объемов продаж пивоварения представил более существенные результаты. Динамика развития пивной отрасли последние несколько лет демонстрировала аналогичную тенденцию.

Так, например, после относительно слабых показателей в начале года, в последующие месяцы индустрия проходила период восстановления, достигая необходимых результатов. При этом эксперты не склоняются к версии, что рынок пива в нашей стране носит сезонный характер. Наоборот, за последние несколько лет можно было наблюдать отличные друг от друга тенденции в развитии отрасли.

Об этом свидетельствуют следующие данные: динамика темпов роста производства 2005-2006 гг. была прямо противоположной тенденциям 2003-2004 гг. Об этом сообщается в статистических материалах Союза Российских пивоваров.

При этом влияние «климатического» фактора зачастую носит локальный характер и ограничивается региональным или временным критерием. Основной группой причин, влияющей на объем продаж пива в России в течение всего года, является инфляция, размер налоговой ставки, валютное и таможенно-тарифное регулирование.

Ранее эксперты рынка отмечали и такой фактор как ограничение рекламы пива и введение новых акцизов, но постепенно данные факторы стали уходить на второй план.

Регионы

Данные по производству пива по субъектам Российской Федерации за январь-май 2006 года показывают снижение выпуска продукции в 30 регионах страны.

Общий объем произведенного за этот период пива достиг 357,6 млн. дал, что составляет прирост в 7,3% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года.

Из 43 регионов, в которых наблюдается рост производства, в 36 увеличение объемов выпускаемой продукции отмечено на среднем уровне или выше среднеотраслевого. При этом в 21 регион продемонстрировал рост свыше 20%.

Из данных по производству пива по Федеральным округам стоит отметить, что Центральный и Южный ФО закончили пять месяцев текущего года с отрицательной динамикой производства, а в Приволжском, Уральском и Сибирском рост производства был в районе 20% и более. Уровень использования среднегодовой мощности по отрасли за отчетный период составил 74,4%.

В одном из своих выступлений председатель исполнительного комитета Союза Российский пивоваров Вячеслав Мамонтов заявил о том, что итоги первых шести месяцев 2006 года опровергают распространяемые в последние время мифы о якобы сверхприбылях, которые получают производители пива в этом сезоне. На самом деле можно говорить об умеренной динамике рынка пива, которая в целом соответствует прогнозу аналитиков на 2006 г. — это 5-7%.

Балтика

Несмотря на то, что пивная отрасль еще с начала 2006 года в большинстве субъектов федерации показывала невысокие результаты, президент «Baltic Beverages Holding», торговая марка «Балтика», во время визита в УрФО заявил о планах компании по усилению позиций на пивном рынке Свердловской области.

«Компания намерена увеличить свою долю с 26% до 35% за счет падения объемов производства и продаж екатеринбургского пивзавода «Патра», который входит в концерн Heineken», — сообщил А. Артемьев.

«Также увеличить объемы продаж на свердловском рынке компания «ВВН» планирует за счет введения новых производственных мощностей на челябинском пивзаводе «Вена» (бывший «Золотой Урал», входит в группу компаний Baltic Beverages Holding AB)», — отметил А. Артемьев.

С другой стороны специалисты Свердловской области по итогам первого полугодия высказывают иную точку зрения по поводу лидерства на рынке. Многие из них считают, что объемы продаж продукции компании «ВВН» в последнее время заметно сократились. Во многом эксперты такую тенденцию обусловливают изменениями на рынке пивной продукции. Совершенно очевидно, что конкуренты «ВВН», такие как «Sun Interbrew», «Hineken Russia» укрепили свои позиции в регионах.

«Конкуренция на рынке пивной продукции в России в последнее время заставляет компанию «BBH», торговая марка «Балтика», сдавать позиции. Главным образом такая тенденция обусловлена гибкой рыночной политикой конкурирующих с «Балтикой» компаний. Следует отметить, что в России происходит глобализация рынка пивной продукции, поэтому в скором времени в России останется несколько крупных игроков», — заявил УрБК заместитель директора по логистике ЗАО «ДЭЛС», представитель пивоварен «Sun Interbrew» в Свердловской области Алексей Бонин.

Аналогичную тенденцию отмечают и реализаторы пива.

Так по данным торговой сети «Купец», приведенным в сравнении с аналогичным периодом 2005 года, доля компании «ВВН» в торговых центрах в июле 2006 года снизилась на 8 %, в универсамах — на 5 %, в магазинах у дома — на 2 %.

«Объем продаж пива «Балтика» сократился на 5-7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — отмечают в компании ООО «Юниленд Екатеринбург».

Менеджер алкомаркета «Опалиха» Елизавета Хаматурова отмечает, что спрос на пиво «Балтика» несколько ниже, чем на некоторые другие марки пива.

«Сложно сказать, от цены или от качества пива зависит выбор покупателей. Потребители чаще предпочитают пиво «Холстен», «Золотая бочка», «Миллер» и «Старый мельник», — отметила она.

Например, в Перми компания «ВВН» уступает компании «Sun Interbrew». Доля компании «Sun Interbrew» на местном рынке составляет 44,72 %; «ВВН» — 28,59 %; Efes — 12,45 %. Также представлена продукция компаний Hineken Russia, SAB и «Очаково». Об этом сообщили в пермском филиале ОАО «Sun Interbrew».

«На территории г. Каменска-Уральского лидирует компания — производитель пивной продукции «Хайнекен». Доля компании «Хайнекен» на территории г. Каменска-Уральского составляет 45 %. Также присутствует продукция компаний — производителей пива «Кампи», Sun Interbrew, «ВВН», — заявляют в ЗАО «Кредос». Также продукция завода пивобезалкогольных напитков «Кампи» (ЗАО «Кредос») реализуется на территории г. Каменска-Уральского, Каменского района и близлежащих городов.

Следует заметить, что по ряду существенных показателей пиво «Балтика» уступает местным производителям пивоваренной продукции.

«На сегодняшний день конкуренция на рынке пивной продукции высокая. Все же на местном рынке компания «ВВН» уступает местным производителям. На территории г. Нижний Тагил (Свердловская область) лидирует компания-производитель ЗАО «ТАПИ», которая занимает 55 % местного рынка пивной продукции. Также присутствуют торговые марки компаний Sun Interbrew (занимает 25 % местного рынка), «ВВН» (15 %), «Хайнекен» (4 %)», — сообщил директор по продажам ЗАО «ТАПИ» Евгений Кузнецов.

«Мы ориентируемся на разные ценовые сегменты, так как спрос на пивную продукцию зависит от потребителя. В каждом ценовом сегменте компания-производитель занимает определенную нишу, что зависит от политики организации», — пояснил Е. Кузнецов.

Вывод:

В 2006 году российский рынок пивоваренной продукции не показал серьезных результатов. Ряд компаний продемонстрировал умеренные темпы роста производства, а, следовательно, и невысокий объем продаж пивоваренной продукции. Такую тенденцию характеризует и основное событие на рынке - это значительное снижение доли компании «Baltic Beverages Holding» в регионах. Так, в различных сегментах рынка Свердловской области компания потеряла от 2 до 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


Другие материалы по теме: