«Вечерний Екатеринбург», Евгений Сусоров пишет: «Школа как зеркало национальных интересов»

12 октября 2006 (10:58)

Лет пятнадцать назад в ходу было одно опасное, но весьма расхожее заблуждение: дескать, бесплатные услуги качественными не бывают. Посему, чтобы у нас было хорошее, европейского уровня образование или здравоохранение, их следует превратить в товар и продавать обывателю поштучно и оптом.

Потом разум вроде бы победил; жизнь доказала, что качество зависит скорее не от того, платит родитель бешеные деньги в бухгалтерию школы за обучение своего чада или не платит, а в гораздо большей степени — от мастерства учителя и от внедрения в учебный процесс прогрессивных технологий. Да, именно так: технологии в этом вопросе первичны. И хотя национальным проектом «Образование» предусмотрено дополнительное финансирование школ и вузов, главный акцент национальной стратегии сделан именно на модернизацию процесса. А модернизация даже при обильном финансировании будет двигаться с трудом, если школа не обзаведётся компьютером, не подключится к сети Интернет, не перейдёт на более современные и интенсивные программы обучения и не углубит смычку с вузами. Вузы же, в свою очередь, при подготовке специалистов должны ориентироваться на приоритетные интересы государства и общества. Вчера обществу были нужны в большом количестве юристы и экономисты, сегодня в фаворе специалисты-компьютерщики; завтра конъюнктура может поменяться в самом неожиданном направлении. И предугадать эту конъюнктуру следует не на уровне вуза, а много раньше, когда будущий незаменимый спец ещё сидит за партой в школе и мучительно гадает, как в стишке Маяковского, «кем быть», Помочь же ему определиться, как выясняется, вполне по силам муниципальной власти, по крайней мере екатеринбургской, которая параллельно с реализацией национального проекта «Образование» разрабатывает и осуществляет собственные креативные программы в этой сфере.

Сегодня благодаря реализации городского стратегического проекта «Городская школа — стандарт «Пять звёзд» 64 образовательных учреждения Екатеринбурга выросли до уровня первой и высшей категории; почти все школы города оснащены компьютерами; 43 ОУ реализуют программы углублённого изучения ряда предметов. Городские власти активно поощряют их знания и опыт: так, по итогам недавнего конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 87 учителей екатеринбургских школ получили к Дню учителя денежное поощрение в размере 100 тысяч рублей. На очереди в ближайшей перспективе — сделать для малообеспеченных и бюджетных семей получение современного, качественного, «продвинутого» образования таким же доступным, как и для семей благополучных и состоятельных.

Задача непростая. Поэтому вчера на коллегии администрации города под председательством Аркадия Чернецкого была представлена ещё одна программа развития образовательной системы Екатеринбурга на ближайшие три года. Цель её — не только реконструировать свыше десятка старых школ (эта задача также заложена в программу), но прежде всего привести городскую стратегию Екатеринбурга в образовательной сфере в соответствие с современными тенденциями развития российского образования, а также с запросами и потребностями жителей города, По словам начальника управления образования администрации Екатеринбурга Евгении Умниковой, которая защищала программу перед руководством города, в случае её успешной реализации к 2015 году количество школьников и дошкольников, получающих углублённое дополнительное образование, должно увеличиться до 50 процентов от общего числа екатеринбургских школяров; само же среднее образование в итоге должно стать более фундаментальным, более воспитывающим человека и гражданина и одновременно более нацеленным на реальные потребности общества. Но ведь дело не в цифрах согласитесь: дело в той планке, до которой дотянется благодаря модернизации образования Россия в сферах далеко не «школьных», но тем не менее немыслимых без качественно образованных людей — экономике, политике, культуре и фундаментальной науке.


Другие материалы по теме: