«Областная газета», Алена Полозова пишет: «Срок волоките не помеха»

3 ноября 2006 (10:56)

Новый закон о праве граждан обращаться в органы власти хотя и установил конкретные сроки для рассмотрения заявлений, тем не менее, не избавил людей от чиновничьей волокиты и отписок. Чтобы избежать пустых ответов, специалисты Федеральной регистрационной службы по Свердловской области рекомендуют внятно формулировать вопрос, на который хочется получить ответ.

На следующей неделе, 8 ноября, вступит в силу закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». О том, какие нововведения он несет, говорили на прошедшей в минувшую среду в региональном информационном центре «ТАСС-Урал» на пресс-конференции.

Как известно, право обратиться с каким-либо вопросом, жалобой, предложением к слугам народа имеет каждый. Но... По словам начальника общего отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области Елены Токманцевой, до сих пор порядок рассмотрения обращений граждан в нашей стране регулировался Указом Верховного Совета - аж от 1968 года. Стоит ли удивляться, что за это время документ устарел.

И вот, в мае 2006 года, долгожданный закон вышел. Как рассказала Елена Токманцева, обращаться (а «обращения» теперь разделены на заявления, предложения и жалобы) в российские органы власти могут не только сами россияне, но и иностранцы, и лица без гражданства. Закон четко оговаривает сроки, когда обращения должны быть рассмотрены чиновниками. Во-первых, в течение трех дней с момента подачи их обязаны зарегистрировать. Ну а потом можно рассматривать лишь 30 дней, и ни часа больше.

Хотя - «ни часа» - признаются специалисты, формулировка несколько натянутая. В законе есть оговорка, что в особых случаях срок может быть увеличен. А если вдруг обращение относится совсем не к компетенции того чиновника, которому оно поступило, то в недельный срок его следует переправить по нужному адресу. Понятно, что такие отступления при желании дают возможность заволокитить любое обращение.

Не избавляет закон и от так называемых отписок, когда в ответ, пусть даже и в установленные сроки, ты получаешь то, что знал и до обращения. Впрочем, как считает начальник отдела ведомственного контроля, рассмотрения обращений граждан и юридических лиц УФРС по Свердловской области Николай Кондрашов, часто такое бывает не по злому умыслу чиновников, а вследствие того, что люди некорректно формулируют вопрос, и суть их обращения становится не совсем понятной. Чтобы избежать подобных ситуаций, новый закон обязывает в заявлении писать не только фамилию - имя - отчество и обратный адрес, но и четко указывать суть обращения.

Что интересно, нерадивыми бывают не только чиновники, но и сами граждане. Психологи выделяют особый тип жалобщиков, так называемых кверулянтов, тех, кто ругается по поводу и без. Кондуктор задел локтем в автобусе, сосед громко хлопает дверью, да мало ли поводов быть недовольным? И летят по инстанциям скандальные обращения. А вслед за ними - другие, уже на чиновников, не уволивших кондуктора и не приструнивших соседа. Кверулянтов чиновники, работающие с обращениями граждан, по признанию Елены Токманцевой, видят сразу же. Но...

-Чиновники обязаны тактично общаться со всеми гражданами, отвечать на их обращения, - говорит она.


Другие материалы по теме: