Фьючерс: механизм хеджирования рисков или рулетка?

Предлагаемые Госдумой РФ поправки к Гражданскому кодексу могут приравнять форвардные сделки к сделкам пари, причисленным к азартным играм. Законопроект, внесенный президентом в Государственную Думу РФ в октябре об азартных играх, может поставить под сомнение дальнейшее развитие рынка производных финансовых инструментов в России.

На данный момент форвардные финансовые операции являются одной из основ мирового финансового рынка и современной экономической системы в целом. Объемы торговли производными финансовыми инструментами на рынках развитых стран намного превышают объемы торговли реальными активами. Многообразие производных инструментов дает инвесторам возможность с их помощью решать широкий спектр задач участников рынка: от страхования (хеджирования) финансовых рисков до создания инвестиционных портфелей с определенными рисками и доходностью и конструирования новых финансовых инструментов.

В России рынок производных инструментов, в первую очередь наиболее распространенных из них — опционов и фьючерсов, сейчас переживает период бурного развития. Увеличение его объемов является одним из факторов, обеспечивающих общий пророст объемов торгов на фондовом рынке, и позволяет формировать ожидание относительно развития будущего ценообразования на товарные и финансовые активы. В то же время большинство экспертов сходятся в том, что, в сравнении с мировым, российский рынок производных инструментов ничтожно мал по объемам проведенных операций и достаточно беден инструментами.

«Пока важность производных инструментов, таких как фьючерсы, недостаточно осознается. В стране фактически нет товарных деривативов, а точнее, поставочных товарных производных инструментов. Именно на них держится 90% всех отношений в производственном процессе на развитых рынках», — заявил портфельный менеджер инвестиционной компании «ФИНАМ» Николай Солабуто.

Между тем, по мнению аналитиков, мировое сообщество давно не считает производные инструменты «игрушкой финансовых спекулянтов» и во всем мире они в первую очередь рассматриваются как один из совершенно нормальных инструментов снижения рисков инвесторов. Основываясь на мировой практике, директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер считает, что инфраструктура финансового рынка той страны, которая предоставляет большие возможности инвесторам снизить свои риски, обладает большей привлекательностью.

Факты

Финансовые эксперты отмечают, что в настоящее время существует ряд препятствий, замедляющих развитие срочного рынка. Главной причиной недостаточного развития производных инструментов в России считается отсутствие законодательной базы для нормального функционирования данного финансового института.

Так, долгое время существовала проблема судебной защиты форвардных сделок. Для обеспечения полноценной юридической защиты участников рынка производных инструментов требовалось внести изменения в нормы действующего законодательства, регулирующего порядок заключения срочных контрактов на бирже.

После кризиса 1998 года сложилась практика, исходя из определений судов, что срочные сделки, исполняемые путем финансовых расчетов, являются сделками пари. Данное положение было обосновано тем, что если форвардные сделки основаны на рисках, то, соответственно, это сделки пари. Такие сделки, согласно Гражданскому кодексу РФ, не подлежат судебной защите.

Финансовые аналитики сходятся во мнении, что такая дефиниция производных инструментов затормозила эволюцию срочного рынка в России на несколько лет.

Для решения проблемы судебной защиты расчетных срочных контрактов после длительных дискуссий ФСФР РФ была найдена адекватная формулировка поправки к статье «Проведение игр и пари» ГК, которая прошла в июне первое чтение в Государственной Думе РФ. Суть ее сводится к тому, что производные инструменты (которые представлены на российском рынке опционами и фьючерсами) хотя и признаются сделкой пари, но все равно подпадают под судебную защиту.

Ряд экспертов рынка полагает, что принятие поправки к ст. 1062 ГК РФ «Проведение игр и пари» конкретно нацелено на то, чтобы дать судебную защиту расчетным форвардным контрактам. Так, генеральный директор агентства Derivative Expert Илья Ефимчук отмечает, что до принятия поправок создалась судебная практика, признающая срочные сделки пари, что лишало их судебной защиты.

Согласно мнению другой группы финансовых экспертов, поправка, вносимая в ГК РФ, призвана поставить скорее психологическую точку в решении этого вопроса, закрепив в гражданском законодательстве уже сложившуюся судебную практику. Так, по мнению руководителя юридического департамента ИК «Брокеркредитсервис» Натальи Высочкиной, уже давно сложилась адекватная судебная практика, регулирующая этот сегмент финансовых отношений.

«Финальную точку в данном вопросе поставил Конституционный Суд РФ в своем Определении от 16.12.2002 г., признав сделку, заключенную на условиях расчетного форварда, вытекающей из игр и пари. Однако, согласно Определению, судебная защита по таким сделкам может осуществляться», — заметила Н. Высочкина.

Проблемы

С появлением законопроекта о госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр данная поправка стала угрожать всему рынку деривативов. Обеспечивая судебную защиту форвардных сделок, законодатель официально придал фьючерсам и опционам статус сделок пари.

Таким образом, если применять метод буквального толкования закона, то деривативами нельзя будет торговать через Интернет, а биржи, на которых заключаются срочные контракты, будут дислоцироваться в одной из четырех обособленных территориальных зон, в которые, как предполагается, будет вынесен весь игорный бизнес России.

Комментируя причины возникновения такой ситуации, И. Ефимчук отмечает, что обсуждение поправки к ГК РФ происходило до законодательной инициативы президента по созданию специализированных зон по организации и проведению азартных игр.

«В законопроекте запрещается организация азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. Учитывая, что расчетные контракты в основном заключаются с использованием электронной биржи, то возврат к голосовым торгам, организованным на физическом пространстве в специализированных резервациях, может губительно сказаться на рынке производных, а производные инструменты расчетного рынка вообще могут исчезнуть», — считает И. Ефимчук.

Мнения

Проблема перспективы дальнейшего функционирования срочного рынка в России вызвала бурные дискуссии в кругах профессиональных участников рынка. В ходе обсуждения положения деривативов экспертами были высказаны диаметрально противоположные точки зрения.

Сторонники мнения, что развитие института срочных инструментов осуществляется в правильном направлении, оценивают существующую ситуацию как положительную, а масштабы обозначенной проблемы считают преувеличенными.

Так, по мнению Н. Высочкиной, ситуация со срочными сделками во многом надуманна. Какие-либо манипуляции с законодательством по поводу того, признавать их в качестве пари или нет, закончились в 1998—1999 гг. А генеральный директор ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволод Чащин полагает, что принятие законопроекта об азартных играх создаст основу для более продвинутого законопроекта «О срочных финансовых инструментах». Как отмечает В. Чащин, глава ГК РФ создаст нормативный базис для столь необходимого закона о срочных сделках. Он не допускает возможности, даже при наличии рассматриваемых условий, что фьючерсы могут быть приравнены к азартным играм.

Наряду с рассмотренной точкой зрения существует и другая, согласно которой возникшая проблема законодательного регулирования негативно скажется на функционировании рынка производных инструментов.

«Сложившаяся ситуация, когда производные инструменты могут быть приравнены к игровому бизнесу со всеми вытекающими последствиями, на первый взгляд кажется абсурдной. Вместе с тем риск, что события будут развиваться именно по формальным признакам, действительно существует», — отметил А. Мецгер.

Последствия

При прогнозировании последствий для института форвардных сделок аналитики также высказывают различные мнения. По мнению В. Чащина, торговля через Интернет не прекратится, но исчезнут информационные брокеры, торгующие на различных нерегулируемых финансовых рынках (Forex и т. п.). Он считает, что упорядочится проведение трансграничных операций по ставкам и индексам различного назначения. «При входе во Всемирную торговую организацию этот законопроект нам просто необходим», — уверен В. Чащин.

Противоположного мнения придерживается Н. Солабуто, который полагает, что принятие законопроекта о госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, при условии действия поправки к ГК РФ, может привести к печальным последствиям для рынка деривативов.

«Производные инструменты опять получат черную метку, будучи отнесенными к одной из маргинальных сфер бизнеса. По сути, они, как и сейчас, останутся у нас вне закона. Понятно, что на нарушение законодательства будут смотреть сквозь пальцы в ожидании поправок, которые выделят в особый режим функционирования и регулирования рынок производных. Такая ситуация не приветствуется серьезными инвесторами, и наш рынок так и будет неликвидным, держась на деньгах мелких спекулянтов», — пояснил Н. Солабуто.

Впрочем, даже при наличии у аналитиков реалистичной оценки возможности развития ситуации практически все высказывают предположения об осознании проблемы развития российского срочного рынка на законодательном уровне. Так, Н. Солабуто убежден, что угроза существования рынка производных инструментов может остаться нереализованной.

Он полагает, что защиту рынка в первую очередь будет осуществлять ФСФР. Такого мнения придерживается и А. Мецгер, который уверен, что ФСФР и другие контролирующие финансовый рынок организации и СРО постараются предпринять превентивные меры, чтобы «отделить зерна от плевел». А.И. Ефимчук, при учете возможных негативных последствий, на основе высказываний депутатов и должностных лиц ФСФР, делает вывод, что необходимые поправки будут внесены в законопроект об игорном бизнесе и рынок производных будет исключен из списка азартных игр.

Выводы

В настоящее время на срочном рынке России в результате несогласованности законодательного процесса создалась атипичная ситуация. Рынок производных инструментов, признаваемый в мировой практике необходимым для экономики механизмом перераспределения рисков, может быть приравнен к рулетке и прочим азартным играм. Кроме того, не исключается возможность, что после вступления законопроекта об игорном бизнесе в силу функционирование срочного рынка как жизнеспособного сегмента будет поставлено под сомнение.

Несмотря на многообразие точек зрения по данной проблеме, все они сводятся к одному выводу: назрела необходимость кардинального реформирования законодательной базы института деривативов.

«Выход из данной ситуации один — пора принимать федеральный закон о срочных сделках и срочных финансовых инструментах», — резюмировал В. Чащин.

«В думе уже не первый год обсуждают необходимость принятия специализированного закона «О производных инструментах», но, видимо, законодательные органы пока не в состоянии написать качественный законодательный акт и латают «дырки» поправками», — подвел итог И. Ефимчук.


Другие материалы по теме: