«Коммерсантъ», Татьяна Шушакова пишет: «Французы встряхнут уральскую розницу, но изменить расклад сил на рынке не смогут»

14 ноября 2006 (11:00)

Вчера в Екатеринбурге состоялось торжественное открытие гипермаркета одного из лидеров мировой розничной торговли — сети Aushan (Ашан, Франция). По оценке представителей областных и городских властей, приход европейского ритейлера приведет к переделу местной розницы, так как стоимость товаров в «Ашан» в среднем на 15-20% ниже среднерыночных в городе. Впрочем, екатеринбургские ритейлеры уверены, что западный конкурент не сможет существенно потеснить их позиции на рынке, так как находится на окраине города, а потребители привыкли к формату «магазин у дома».

«Ашан» разместился в торговом центре «Икеа». Объем инвестиций в проект в компании не раскрывают, но по оценкам экспертов, он составил порядка $20 млн. Это самый большой гипермаркет дискаунтер формата самообслуживания в Свердловской области. Его общая площадь составляет 14 тыс. квадратных метров, покупателей обслуживает 76 касс. В магазине представлено 41 тыс. наименований продуктов питания, товаров для дома и отдыха, электроники и бытовой техники, аудио-видео аппаратуры. Как вчера рассказал на церемонии открытия магазина генеральный директор Aushan в России Патрик Лонге, компания намерена активно сотрудничать с местными поставщиками, уже сейчас заключены договоры более чем с 200 екатеринбургскими производителями, и их число будет увеличиваться. В планах руководства «Ашана» открытие еще нескольких гипермаркетов в Екатеринбурге и городах Свердловской области, сейчас компания присматривает соответствующие земельные участки.

«Ъ» Компания Aushan (Франция) работает в 11 странах мира и владеет 373 гипермаркетами и 664 супермаркетами. В России компания работает с 2002 года. В настоящее время в ее управлении находится 9 гипермаркетов в Москве и Московской области, по одному в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. В 2005 году, по данным маркетингового агентства Discovery Research Group, оборот компании «Ашан» в России составил $1, 35 млрд.

По оценке представителей областных и городских властей, приход европейского ритейлера приведет к переделу местной розницы. «Ашан» взбудоражит местную розницу своими низкими ценами, — заявил первый заместитель главы Екатеринбурга Александр Якоб. — Местным сетям придется либо ориентироваться на политику французского ритейлера, либо уходить». А заместитель свердловского министра торговли Надежда Шестакова добавила, что цены в гипермаркете в среднем на 15-20% по разным товарным позициям меньше, чем в екатеринбургских торговых сетях. «Благодаря мощным финансовым ресурсам «Ашан» может себе позволить держать низкий уровень цен, и конкурировать с этой компанией будет нелегко», — подчеркнула она.

Местные ритейлеры признают, что приход «Ашана» приведет к изменениям на рынке розницы. Так, генеральный директор торговой сети «Монетка» Роман Заболотный сообщил «Ъ»: «Мы опасаемся прихода французов. По их заявлениям, первые 8 лет в России они могут работать без прибыли. Поэтому мы подготовились к экспансии «Ашана» и будем отпускать розничные цены на отдельные товары на 10-15% за счет усовершенствования работы сети». Изменения наметили и в торговой сети «Купец», в том числе снижение на 5-7% стоимости отдельных товаров. «Но кардинально менять ценовую политику мы не будем, так как не хотим работать с «нулевой» рентабельностью, — сообщил коммерческий директор сети «Купец» Олег Холманских. Вместе с тем он считает, что приход «Ашана» не приведет к переделу рынка, так как большая часть потребителей предпочитает ходить за покупками в «магазины у дома», а не ездить в гипермаркет на окраину города.

Позицию екатеринбургских сетевиков разделяет аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. «Если учесть московский опыт, вероятно, с приходом французской сети в Екатеринбург каждый местный ритейлер потеряет не более 1% покупательского потока, кардинальных изменений не произойдет, — сообщил он. — Ведь «Ашан» — это не только низкие цены, но и пробки на дорогах, длинные очереди в магазине. Большинство людей предпочитает делать покупки по более высокой цене, но в близлежащих к дому супермаркетах». А исполнительный директор союза участников потребительского рынка «Альянс» Алексей Подоляко и вовсе предположил, что местная розница может не заметить экспансии «Ашана», как не почувствовала прихода на рынок немецкого ритейлера Metro Cash & Carry. «Намерения компании сломать рынок Екатеринбурга низкими ценами так и не увенчались успехом», — сказал он.


Другие материалы по теме: