«Вечерний Екатеринбург», Василий Панин пишет: «Гараж. История одного гаражно-строительного кооператива»

28 ноября 2006 (10:19)

В 70-е годы в Свердловске, как и во всем Советском Союзе, резко выросло число легковых машин. Автомобиль перестал быть роскошью и для многих стал средством передвижения. Одновременно встала проблема стоянки новообретённых автотранспортных средств, особенно в новых городских районах. Проблему, как это было принято в СССР, стали решать комплексно: в городе появились гаражно-строительные кооперативы. Один из самых больших — ГСК № 273 — был создан рабочими Верх-Исетского завода. Под строительство трехэтажного кирпичного здания, рассчитанного сначала на 1 287, а потом и на 1 406 гаражных боксов, были выделены земли на окраине Екатеринбурга, недалеко от Новомосковского тракта. Строительство началось в 1979 году и стало одним из самых печальных долгостроев Екатеринбурга: стройка не закончена до сих пор, хотя продолжается уже более 27 лет.

Если в 80-е годы строительство худо-бедно, но продвигалось, хотя и со значительным отставанием от намеченных сроков, то с приходом «тёмных» 90-х и началом экономической неразберихи стройка встала окончательно. В управлении недостроенным зданием оказалось бардака не меньше, чем в любом другом месте в России. В результате ещё недостроенные боксы начали перепродаваться, меняться, сдаваться в аренду. Собрания пайщиков, являющиеся высшим органом управления кооперативом, не проводились годами, реестры участников строительства либо не велись вовсе, либо были утеряны. Переоформлением землеотводной и строительной документации с целью приведения её в рамки действующего законодательства никто не занимался, в результате комплекс мог формально стать незаконным объектом.

Ситуация не улучшилась и с началом нового тысячелетия. С 2001 по 2004 год существование кооператива было ознаменовано бесконечной сменой председателей и правлений. Некоторые из них приходили к власти по нескольку раз подряд, бывали времена, когда у кооператива было два или три главы одновременно. За помощь в приходе к власти они раздавали боксы кооператива сторонним коммерческим организациям. Активное участие в смене руководства предпринимали и различные «тёмные личности», в том числе некий Владимир Рыбодайло, однако они так и не сумели организовать нормальное функционирование и достройку ГСК, Зато при их непосредственном участии была утеряна документация кооператива.

К 2003 году ситуация на объекте стала критической. Недостроенное здание фактически выпало из правового пространства. Строительство на протяжении нескольких лет не велось. Касса кооператива была пуста, куда девались членские взносы его участников — непонятно. Сам ГСК № 273 находился на грани банкротства. Кооператив не представлял отчеты в налоговую инспекцию с 2002 года, а в 2003 году не функционировал даже расчётный счет. Отсутствовал главный документ кооператива — «Журнал лицевых счетов». Действовал Устав, зарегистрированный еще в 1979 году.

Кроме того, правовая неразбериха привела к тому, что на 1 406 мест претендовали 1 600 пайщиков, причём законность их требований установить оказалось очень сложно. Никаких протоколов собраний пайщиков, свидетельствовавших о приёме и исключении граждан в ходе длительных внутренних междоусобиц между «председателями» не осталось, более того, не сохранился и протокол собрания, на котором предварительно распределялись боксы. Неразберихи добавляло также то, что каждый претендент на пост председателя ГСК вёл свои списки, без учета данных оппонентов.

В этой сложнейшей ситуации в начале 2004 года председателем ГСК № 273 был избран Владимир Бондырев.

В течение следующих двух лет новым правлением была проделана гигантская работа по возвращению советского долгостроя к жизни. Были составлены новые, уточнённые списки пайщиков, проведена ревизия гаражных боксов. В соответствие с новым законодательством была приведена проектная и бухгалтерская документация, должным образом оформлены землеотводы и разрешения на строительство. Кардинальным образом была решена проблема увеличения числа пайщиков: правление предложило не исключать «лишних», что неминуемо привело бы к внутренним конфликтам и развалу кооператива (как это было в известном советском фильме «Гараж»), а увеличить число гаражных боксов. Была разработана и принята на общем собрании программа строительства не трёх-, а шестиэтажного здания, В итоге у ГСК появилось, несколько сот новых боксов, которые позволили привлечь средства новых инвесторов и снизить объёмы членских взносов старых пайщиков.

ГСК № 273 шёл к новой жизни, затянувшееся на три десятилетия строительство оказалось как никогда близко к завершению. Однако после того, как кооператив обрёл «второе дыхание», некоторые деятели, близкие к старым правлениям, решили погреть руки на чужих успехах. Их поддержали так называемые халявщики — люди, которые формально являются пайщиками, но, пользуясь возникшей неразберихой, не платят взносов, не участвуют в общей работе, зато претендуют на отдельные боксы (иногда даже захватывают их), Уже упоминавшиеся господин Рыбодайло. и нанятые им «юристы» предприняли попытку захватить власть в кооперативе, а когда это не удалось — стали срывать строительные работы и собрания пайщиков. Цель их действий понятна: они хотят переделить гаражные боксы в пользу дружественных им коммерческих структур и поэтому всеми силами стремятся помешать завершению строительства. Ведь после того как здание ГСК будет достроено и принято госкомиссией, боксы отдельных пайщиков перейдут в их частную собственность. После этого устроить «чёрный» передел и отобрать у людей по праву принадлежащую им собственность не удастся уже никому.

Кроме того, они попытались использовать для давления на правление свои полномочия, направив в правоохранительные органы несколько десятков исков к Владимиру Бондыреву и его команде. Однако суд отверг все обвинения как необоснованные. Более того, за написание лжедоносов и введение следственных органов в заблуждение нанятый захватчиками «адвокат» осенью 2006 года был осуждён Свердловским областным судом по статье 306, части 2.

Сейчас в ГСК № 273 продолжаются строительные работы, Несмотря на ряд трудностей, с которыми кооперативу пришлось столкнуться из-за деятельности отдельных его членов, правление ГСК № 73 уверено, что уже в следующем году строительство может быть завершено и пайщики получат свои гаражные боксы, которые многие из них ждали целых 27 лет.


Другие материалы по теме: