Юристы Екатеринбурга регулярно участвуют в судебных разбирательствах, связанных с претензиями страхователей к страховым компаниям

11 декабря 2006 (13:30)

«Ежегодно я веду порядка 5—6 дел, связанных с претензиями страхователей к страховым компаниям по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств», — сообщила УрБК адвокат адвокатского бюро «Оферта» Галина Низен.

«Сразу после введения ОСАГО я принимала участие в двух разбирательствах с компанией «Росгосстрах». Причиной послужило самовольное снижение страховщиком размера выплаты потерпевшему. Автовладелец, пройдя независимую экспертизу, предоставил компании документ, определяющий объем расходов на ремонт. Но Росгосстрах снизил эту сумму на 70%. В дальнейшем мы принимали участие в судебных разбирательствах против таких страховщиков, как «РЕСО-Гарантия», «Гута-страхование», — заявила Г. Низен.

По ее словам, существуют наиболее распространенные нарушения со стороны страховых компаний. Например, страховщики часто умалчивают, что у страхователя есть право требовать взыскания утраты товарной стоимости автомобиля. Ведь если машина пострадала в ДТП, сумма, за которую в будущем владелец сможет ее продать, будет меньше. «В ряде случаев я отмечала, что в отсутствие юриста страховщики не сообщают о такой выплате автовладельцу. Еще одна проблема — наличие договоренности страховщиков с фирмами, оказывающими услуги по экспертизе. Особенно это распространено у филиалов федеральных компаний», — заключила Г. Низен.

«Мы часто участвуем в судебных процессах, связанных с недобросовестными действиями страховых компаний. Минимум 12 дел возбуждается ежегодно. В частности, в процессах с нашим участием фигурировали такие страховщики, как «Гамма», «Росгосстрах», «Югория», — сообщила УрБК адвокат Свердловской областной гильдии адвокатов Людмила Мехонцева.

«Основная часть разбирательств проходит по ОСАГО и КАСКО в случае возникновения ДТП. Страховщики допускают три наиболее распространенных нарушения. Во-первых, они занижают стоимость ремонтных работ и стоимость запасных частей. Во-вторых, не хотят выплачивать суммы, превышающие заключение экспертизы, хотя эксперты называют среднюю стоимость ремонта, а не точный объем необходимых средств, а также в процессе ремонта могут проявляться скрытые дефекты. В-третьих, ни одна страховая компания не выплачивает в полном объеме взыскание утраты товарной стоимости», — заявила Л. Мехонцева.

«В нашей практике были случаи, когда страховщик, лишенный лицензии, продолжал продавать полисы ОСАГО», — сообщил адвокат «Адвокатского бюро № 35» Виталий Якушев.

«В результате, при попадании в ДТП, суд взыскивает сумму, необходимую для ремонта автомобиля, с самого гражданина, так как страховая компания, как правило, проводит процедуру банкротства и выплатить, соответственно, ничего не может. Имущество страховщиков — малоликвидный актив с точки зрения имущества, страховку нельзя потрогать, а средства, которые находятся на счетах компании, к этому времени уже в большинстве случаев сняты», — заявил В. Якушев.

Российский союз страховщиков, который должен поддерживать клиентов компаний-банкротов, в этом случае отказывается проводить выплаты, так как на момент выдачи страховки страховщик не имел лицензии. Отследить факт наличия или отсутствия страховки у компании гражданин практически не в состоянии. Я считаю, что законодатель должен устранить возможность появления таких инцидентов», — заключил В. Якушев.

Обширная практика имеется и у комитета по защите прав потребителей Екатеринбурга. Так, за 11 месяцев 2006 г. в комитет поступило 54 обращения о недобросовестности страховых компаний. Причины обращений граждан: отказ выплатить страховую сумму по страховке, уменьшение страховщиком объемов выплаты страхового возмещения.

Среди компаний, на которые подано наибольшее число обращений, ЗАО «Макс» и ООО «Росгосстрах-Урал».

В частности, за отчетный период комитетом оформлено 6 исков, из них предъявлен 1 иск от комитета в адрес ЗАО «Макс» на сумму 180 285 руб. (иск удовлетворен на сумму 182 768 руб.). 7 обращений подано на ООО «Росгосстрах-Урал» (почти 13% от общего количества обращений на страховые компании).


Другие материалы по теме: