«Российская газета», Сергей Авдеев, Анатолий Горлов пишут: «Представление продолжается. Число коррупционеров в чиновничьей среде не уменьшается»

12 января 2007 (10:50)

Больше двух с половиной тысяч серьезных нарушений законности в сфере государственной и муниципальной службы всех субъектов Уральского федерального округа выявили органы прокуратуры за минувший год. Об этом они заявили сегодня, в день своего профессионального праздника.

Счет — на тысячи

По мнению сотрудников управления Генеральной прокуратуры в УрФО, распространенное в обществе мнение о том, что «все чиновники воруют» — не совсем корректно. Во-первых, не все, а во-вторых, не только воруют. Итоги повсеместно проведенных проверок, недавно проанализированные в окружном надзорном ведомстве, в общих чертах обрисовали картину — кто и чем там, в коридорах власти, занимается. Неутешительная статистика нарушений свидетельствует, что у прокуроров надолго хватит работы по приоритетному для них направлению борьбы с коррупцией.

За одиннадцать месяцев минувшего года чиновники всех органов и уровней власти округа преступили закон более 2,7 тысячи раз. Здесь и предоставление недостоверных сведений о личных доходах и собственном имуществе, подлежащем декларированию, и запрещенное совмещение государственной (муниципальной) службы с предпринимательской деятельностью, и незаконное использование вверенного казенного имущества, ну и, разумеется, опустошение бюджета в виде завышенных зарплат, установленных себе, любимым.

Больше всего нарушений законности выявлено в органах местного самоуправления — их более двух тысяч. Порядка 20 случаев нарушения закона о государственной службе прокуроры выявили в территориальных структурах федеральных органов исполнительной власти, остальные — в органах государственной власти субъектов Федерации. Чаще других игнорируют закон чиновники в Курганской, Челябинской областях и на Ямале — где отмечено, соответственно, 655, 423 и 460 таких фактов. Вдобавок среди малонаселенных северных районов статистика просто ошеломляющая — в 10 раз больше, чем в прошлом году, совершено нарушений закона в ХМАО, и почти в 20 раз — в ЯНАО. Меньше других вскрыто нарушений законов в Свердловской (375) и Челябинской (423) областях. И это только зарегистрированные проявления коррупции. Реальные цифры, считают в Генпрокуратуре, намного выше.

Коммерсант на госслужбе

Отдельные же факты говорят красноречивее цифр. Первый заместитель главы Нижнетавдинского района Тюменской области В. Семенов благополучно совмещал свою должность с депутатским креслом в местной Думе. Ранее осужденный за преступления против государственной власти и имеющий еще непогашенную судимость за получение взятки И. Прибылов был почему-то назначен главным госветинспектором Мокроусовского района Курганской области. Некто В. Лушев представил в процессе трудоустройства на должность управляющего делами Верхнепышминской администрации (Свердловская область) фальшивый диплом о высшем образовании — и тоже успешно (правда, ненадолго) занял чиновничье кресло.

Начальник финансового отдела администрации Катайского района Курганской области А. Зюзина и специалист А. Мальцева спокойно получили регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей. Хотя законом категорически запрещено такое совмещение. Но в глубинке, наверное, до сих пор хозяин — барин. Зарегистрировали — куда деваться. Кто запретит чиновнику «побаловаться» бизнесом параллельно с госслужбой?! Прокурор запретит. Конкретно по этим, и еще по десяткам других случаев игнорирования закона районные прокуроры вносят протесты и жестко ставят вопрос о дальнейшем пребывании таких чиновников в должности. Только за эту проверку, проведенную в округе, прокуроры внесли 715 представлений, по которым к дисциплинарной ответственности привлечено 593 должностных лица. Объявлено 356 предостережений, принесено 632 протеста, возбуждено 143 административных производства и направлено 28 исков в суд — всего более тысячи. Возбуждено, кстати, и 47 уголовных дел.

Почему в принципе возможны правонарушения среди чиновников? Вот, скажем, руководитель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнесергинского района Свердловской области Л. Берсенева активно занималась коммерцией, учредив торговый кооператив, а также организуя бизнес по розничной продаже продовольственных товаров через магазин, оформленный на ее знакомого, — за что она в конечном счете поплатилась должностью. Проверка же Генпрокуратуры установила, что такое беззаконие стало возможным из-за бесконтрольности со стороны первого заместителя главы района Валерия Еремеева.

По мнению начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства управления Генпрокуратуры РФ в УрФО старшего советника юстиции Олега Горбунова, чиновничья коррупция — прежде всего результат бездеятельности контролирующих структур, а также серьезных недостатков в организации кадровой работы.

Энергичные люди

Кстати, еще в ноябре прошлого года президент страны на совещании руководителей правоохранительных органов в Москве подвел предварительные итоги операции «Энергия». Это крупномасштабное мероприятие, проводимое без особого шума против коррупционеров в высших эшелонах власти. Поскольку, как оказалось, большинство преступлений чиновников связано с топливно-энергетическим комплексом, отсюда и название операции. А нефть и газ, как известно, это наши края, тюменские. Вот почему так много выявлено правонарушений в ХМАО и ЯНАО. Всего же по стране, как заявил президент, в рамках операции «Энергия» уже арестовано 370 человек, и государству возвращены миллиарды рублей.

Мнение

Дмитрии Головин, предприниматель. председатель совета некоммерческого партнерства «комитет 101»

— Когда «вышибают» только тех чиновников, которые не смогли «договориться» с местными властными элитами, вопрос остается открытым: почему этих прищучили, а тех нет? Через некоторое время на этот вопрос придется отвечать очень многим руководителям. В том числе и потому, что население все меньше готово мириться с коррупцией, с теми нарушениями закона, которые позволяют себе чиновники.

Бороться с нарушениями в сфере государственной службы обязательно надо. У нас есть Уголовный кодекс, и мы должны следовать его положениям. Однако за превышение должностных полномочий не судят так, как за кражу, хотя чем она отличается от расхищения вверенного чиновнику имущества? И то, и другое общественно опасные деяния, и наказывать за них надо реальными, а не условными сроками лишения свободы.

Выход из этой национальной беды, на мой взгляд, есть. Надо сделать информацию о госслужащих открытой. Тогда они будут бояться воровать, иначе вызовут к себе нежелательный интерес. Чиновник, может, и дальше будет брать взятки, но через некоторое время его спросят: «Откуда у вас особняк за миллион долларов? Мы зашли на сайт вашего ведомства и узнали, что ваша зарплата 15 тысяч рублей в месяц. Не проясните ситуацию?». Если такая информация о госслужащих будет доступна, многое можно изменить.

Однако чиновничество будет бороться против открытой информации всеми доступными ему способами. А это грозит затормозить развитие страны. Вертикаль власти, по-моему, если и стоило выстраивать, то, прежде всего, для того, чтобы навести порядок, в том числе в борьбе с коррупцией.


Другие материалы по теме: