Энергетический рынок Свердловской области: на пороге передела?

Бюллетень «VIP-консультант» анализирует ситуацию, сложившуюся в сфере сбыта энергии на территории области.

Реформирование российской энергетической отрасли, продолжающееся на протяжении последних двух лет, до сих пор не решило главной своей задачи — преодоления фактического монополизма, существующего на рынке производства и распределения электроэнергии.

В рамках реформы российской энергетики законодатель разделил единую ранее государственную структуру, занимающуюся производством, транспортировкой и поставкой энергии. В соответствии со статей VI ФЗ «Об энергетике» № 36 от 26 марта 2003 г., а также Постановлением Правительства РФ № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» от 11.07.2001 г., с 1 апреля 2006 г. три отрасли энергорынка (генерация, сети и сбыт) были выделены как отдельные, независимые составляющие.

При этом преследовалась вполне понятная цель — демонополизировать отрасль, которая постепенно приходила в упадок при наличии одной, фактически нерыночной организации, незаинтересованной в качестве поставляемых услуг, и при отсутствии достаточной материальной поддержки со стороны государства.

Компании, вышедшие на рынок в ходе его демонополизации, столкнулись с отсутствием полноценной системы учета, плохим состоянием сетей и необходимостью изыскания финансовых средств на модернизацию энергетического хозяйства. Однако предполагалось, что демонополизация является способом выхода из сложившейся ситуации. С одной стороны, несмотря на все недостатки, энергоснабжение — прибыльный бизнес, поэтому можно ожидать, что недостатка частных инвестиций и новых, независимых игроков, которые в борьбе за клиента не оставят белых пятен на энергетической карте России, не будет. С другой — потребители смогут выбирать поставщика энергии самостоятельно, что даст преимущества тем участникам рынка, которые предложат более выгодные условия энергоснабжения. Генерирующие и сбытовые компании теоретически начнут конкурировать за счет введения энергосберегающих программ, новых технологических разработок, проведения модернизации оборудования, введения новых услуг, снижения внутренних издержек и, в конечном счете, удешевления стоимости энергии для конечного потребителя.

Таким образом, итогом демонополизации должно стать создание в России конкурентного, прибыльного, клиентоориентированного энергетического рынка. Однако на данный момент эти цели по большей части не достигнуты.

Ситуация на рынке

Так, по мнению экспертов, участники энергорынка Свердловской области по-своему истолковали инициативу законодателя. Во-первых, по данным Управления Федеральной антимонопольной службы, 6 организаций, в том числе ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания», до сих пор не завершили процесс разделения. Во-вторых, те операторы, которые в теории добросовестно выполнили требования законодательства, на практике, по мнению экспертов, сохранили фактически монопольное положение.

Так, рынок генерации контролирует ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9», а сбыт энергии до недавнего времени делили «дружественные» ОАО «Свердловэнергосбыт» и ООО «КЭСК-Мультиэнергетика». На территории области работает еще ряд организаций, занимающихся выработкой и продажей энергии, однако они обслуживают, как правило, конкретный промышленный объект, близлежащий жилой сектор и не составляют серьезной конкуренции крупным игрокам.

Кроме того, в начале 2006 г. ОАО «Свердловэнергосбыт», которое является крупнейшей сбытовой организацией на территории Свердловской области, и «КЭСК-Мультиэнергетика» объявили о планах объединения. Планировалось, что первое возьмет на себя работу с крупными потребителями, в частности с промышленными предприятиями, вторая будет обеспечивать электроэнергией население. Таким образом, рынок сбыта оказался бы окончательно поделен существующими игроками, которые вышли из состава единого АО-энерго, что фактически полностью исключило бы элементы конкуренции на рынке. Данное объединение было задумано в целях снижения затрат участников договоренности и, по мнению ряда аналитиков энергетического рынка, могло создать условия для фактического закрытия областного рынка для независимых участников.

Так, например, «независимая» энергобытовая компания «Энергоджинн» (согласно информации из ряда источников, компания близка к структурам, аффилированным с МРСК Урала и Волги), в 2005 году, при начале работы в Свердловской области, заявила о готовности занять значительную часть регионального рынка электроэнергии, однако не смогла на практике реализовать свои планы и вынуждена была не только значительно скорректировать свои амбиции, но и практически полностью уйти в тень.

Новый игрок

Между тем в июле 2006 г. на рынке Свердловской области появился новый игрок — ОАО «Свердловская энергогазовая компания» (ОАО «СЭГК»), которое было создано при поддержке областного правительства и нефтегазовой компании «ИТЕРА». Причем правительство выкупило контрольный пакет акций (51%) СЭГК.

Компания продекларировала, что выходит на рынок для «выполнения комплекса концептуальных программ по качественному и надежному энергоснабжению потребителей, обеспечению энергобезопасности региона», после чего начала стремительное движение по территории области.

Уже с ноября 2006 г. компания работает в качестве гарантирующего поставщика электроэнергии на территории 15 муниципальных образований на электрических сетях ГУП СО «Облкоммунэнерго». В настоящее время ОАО «СЭГК» обслуживает МО Алапаевского района, Артемовский ГО, ГО Верхняя Пышма, ГО Верхний Тагил, Кушвинский ГО, Полевской ГО, Пышминский ГО, ГО Староуткинск, Талицкий ГО, Тугулымский ГО, Туринский ГО, ГО Среднеуральск, Байкаловский муниципальный район, Шалинский ГО, Таборинский муниципальный район. По собственным оценкам, объем сбыта электроэнергии компании на сегодняшний день составляет порядка 5% рынка Свердловской области.

Если учитывать, что до появления СЭГК практически все муниципалитеты были поделены между ОАО «Свердловэнергосбыт» и ООО «КЭСК-Мультиэнергетика», то новая компания фактически «отбила» ряд их абонентов. При этом руководство нового игрока имеет далекоидущие планы. В том числе компания планирует расширить присутствие на рынке энергоресурсов Свердловской области, увеличить клиентскую базу, а также участвовать в конкурсе на получение статуса «гарантирующий поставщик» на 2008 г. При этом в компании отмечают, что ОАО «СЭГК» обладает ресурсом для бесперебойного энергоснабжения клиентов и большим запасом прочности, не уточняя, правда, источника этих конкурентных преимуществ.

Между тем ОАО «Свердловэнергосбыт» — основной конкурент СЭГК — полагает, что наступление на его позиции носит локальный характер и не представляет реальных угроз монопольному положению кампании. Так, по данным ОАО «Свердловэнергосбыт», на 1 января 2007 г. из 3 408 потребителей (юридические лица) в сетях Облкоммунэнерго (зона действия СЭГК как гарантирующего поставщика) 781 абонент выбрал в качестве поставщика электроэнергии Свердловскую энергогазовую компанию, остальные имеют договорные отношения с ОАО «Свердловэнергосбыт». «То есть даже большинство тех потребителей, для которых СЭГК является гарантирующим поставщиком, предпочитают работать с ОАО «Свердловэнергосбыт». Месячный объем потребления абонентов СЭГК — около 26 миллионов кВт/часов (то есть в настоящее время реальный годовой объем, на который они могут рассчитывать, — это около 300 млн. кВт/часов в год). Напомним, что годовой объем ОАО «Свердловэнергосбыт» — 42 млрд. 136 млн. кВт/часов», — отмечают в компании.

С одной стороны, разница в цифрах очевидна, с другой — Свердловская энергогазовая компания работает на рынке несколько месяцев и уже обслуживает почти 23% потребителей на подведомственной территории. В то время как Свердловэнергосбыт получил и абонентов, и оборудование, и штат сотрудников практически «по наследству» от расформированного Свердловэнерго, не приложив к формированию собственной базы никаких усилий.

По мнению руководства Свердловэнергосбыта, новые сбытовые компании должны соблюдать установленные законом процедуры: получить статус субъекта оптового рынка (в Свердловской области таким статусом обладает только Свердловэнергосбыт) или заключить договор на поставку электроэнергии с энергосбытовой компанией, обладающей таким статусом.

То есть новая сбытовая компания в любом случае должна покупать энергию у Свердловэнергосбыта, а соответственно, находиться от него в некотором зависимом положении.

Может быть, так оно и будет, однако в Свердловской энергогазовой компании уже заявили о планах получения статуса субъекта оптового рынка энергоресурсов в течение 2007 года. Если компании это удастся, Свердловэнергосбыт лишится весомого механизма конкуренции.

Механизмы давления

Понимая это, ОАО «Свердловэнергосбыт» уже сейчас указывает на ряд обстоятельств, которые должны помешать новому игроку занять более значительную долю рынка. «Что касается планов СЭГК по завоеванию потребителей на той территории, где они действуют не как гарантирующий поставщик, а как независимая энергосбытовая компания, то здесь существует следующая сложность, — сообщили в ОАО «Свердловэнергосбыт». — В соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, если потребитель, имеющий договор с гарантирующим поставщиком (например, со Свердловэнергосбытом), выразит желание уйти к независимой энергосбытовой компании (например, к СЭГК), то он, как это для него ни печально, будет обязан возместить нашей компании все убытки в размере выпадающих доходов за год. Соответственно, даже если вдруг у другой энергосбытовой компании тарифы по каким-то видам напряжения будут ниже, то потребителю все равно экономически выгоднее будет остаться у гарантирующего поставщика. Предположим, что некую бюджетную организацию, расположенную в зоне ответственности гарантирующего поставщика и имеющую договор энергоснабжения с ним же, вышестоящие инстанции вынуждают перейти на обслуживание к независимой энергосбытовой компании. Размер компенсации, которую бюджетная организация обязана будет выплатить гарантирующему поставщику, с которым она расторгает договор, — 15 коп. за кВт/час. Если годовой объем потребления такой организации около 30 тыс. кВт/часов (берем средние цифры), то она будет обязана возместить гарантирующему поставщику около 450 тыс. руб. Для промышленных потребителей сумма компенсации составит от 1,2 коп. за кВт/час (высокое напряжение) до 22,3 (низкое напряжение)».

По мнению компании, вполне закономерно, что, защищая потребителя от возможных рисков и накладывая дополнительный объем ответственности на гарантирующего поставщика, законодатель также предусмотрел и механизм защиты компании, обладающей столь высоким статусом.

Таким образом, Свердловэнергосбыт фактически раскрыл систему монополизации энергетического рынка. Естественно, ни один потребитель не готов выплачивать такие суммы и ни одна конкурирующая организация не в состоянии предоставить таких льготных условий, чтобы ее покрыть.

Между тем СЭГК делает ставку на другую свою сильную сторону. «Как компания, контрольный пакет акций которой принадлежит правительству Свердловской области, мы принимаем участие в стратегических проектах Уральского региона, — отмечают в СЭГК. — Обеспечение бесперебойного снабжения по зоне гарантирующего поставщика — первый из них. «Административный ресурс» — это терминология конкурентов. Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики предусмотрено взаимодействие с исполнительной властью на местах. Например, исполнительная власть извещает потребителей о переходе на обслуживание к гарантирующему поставщику (п. 94 Правил РР). СЭГК взаимодействует с главами муниципальных образований и округов по вопросам работы с населением и бюджетными организациями. Ведь глава муниципалитета прежде всего отвечает за сохранение социальных гарантий малозащищенных слоев населения и бюджетников, в том числе и за бесперебойное, надежное энергоснабжение. И только гарантирующий поставщик может дать такие гарантии и взять на обслуживание любого потребителя, обратившегося к нему».

«КЭСК-Мультиэнергетика»

Между тем, по мнению экспертов, второй игрок тандема монополистов, «КЭСК-Мультиэнергетика», возможно, вообще прекратит свою деятельность на территории Свердловской области. По словам аналитиков, в настоящее время компания терпит значительные убытки. На территории большинства городов области электрические сети и трубопроводы находятся в состоянии крайнего износа: затраты на их ремонт значительно превышают прибыль от работы. При этом муниципалитеты не спешат заключать с «КЭСК-Мультиэнергетика» долгосрочные договоры.

Незадолго до Нового года заместитель генерального директора компании Степанов прибыл из Москвы с проверкой и, по слухам, остался не совсем доволен сложившейся ситуацией: из всех регионов, где функционирует «КЭСК-Мультиэнергетика», Свердловская область приносит наибольшие убытки. В настоящее время в Москве решается вопрос, стоит ли компании вообще продолжать свою деятельность на территории Свердловской области.

Между тем нынешнее руководство «КЭСК-Мультиэнергетика» усиленно пытается взыскать с потребителей многомиллионные долги. Выработан определенный план по отключению абонентов, за невыполнение которого начальники участков и юристы отныне подлежат депремированию. Но и эти меры не приводят к улучшению положения организации. На территории некоторых городов, таких как Березовский, Тавда, компания уже практически не функционирует. Ушла она и с территории Полевского. Там «КЭСК-Мультиэнергетика» обслуживала южную часть города, но власти предпочли обходиться своими силами. Мэра города не устроило качество работы организации: не были произведены необходимые ремонтные работы, увеличилось число аварий. В Каменске-Уральском компания также не выдерживает конкуренции: если Каменск-Уральская коммунальная компания обслуживает центральные районы города, то «КЭСК-Мультиэнергетика» досталась лишь небольшая окраина и некоторые прилегавшие к городу селенья.

С большим трудом была «отвоевана» Рефтинская ГРЭС, которая осенью прошлого года перешла во владение ОАО «Свердловские коммунальные системы». При этом руководство СКС уволило предыдущего директора Людмилу Звереву. Ее и еще нескольких старейших сотрудников в один из дней не впустили на территорию фильтровальной станции. После этого в рефтинских СМИ появились материалы, утверждающие, что новый коагулянт алюмосиликата, который начал из экономии использоваться с приходом СКС, некачественно очищает воду и намного хуже того, который использовался ранее. Но новым владельцам все же удалось доказать, что использование этого коагулянта безопасно, и пока «КЭСК-Мультиэнергетика» продолжает работу в Рефтинском.

Выводы

Таким образом, основы фактически монопольного рынка сбыта энергии Свердловской области могут пошатнуться. Если новый игрок выполнит все свои планы, то он может составить серьезную конкуренцию существующим игрокам. Особенно в том случае, если ему удастся выйти на оптовый рынок энергии. Вероятность успеха работы Свердловской энергогазовой компании увеличивается и в связи с проблемами, появившимися в последнее время у ООО «КЭСК-Мультиэнергетика». Если этот игрок потеряет свои позиции в Свердловской области, то «освободившаяся» клиентская база может попасть в область влияния ОАО «СЭГК».

С другой стороны, эксперты опасаются, что выход на рынок нового игрока, обладающего если не административным ресурсом, то административной поддержкой, свидетельствует не о складывании конкурентных отношений в области энергетики, а о переделе пространства в пользу одного из монополистов. Причем прямые связи компании с областными властями, по мнению аналитиков, могут способствовать монополии более прочной, чем существующая в настоящее время.


Другие материалы по теме: