«Коммерсантъ», Татьяна Шушакова, Сергей Рыжкин пишут: «Уральских перевозчиков не выпускают из страны»

20 февраля 2007 (09:58)

UTAir и «Авиакон Цитотранса» запретили летать в страны Евросоюза

Сегодня чиновники Минтранса РФ проведут встречу с руководителями авиакомпаний, которым на днях запретили разовые и чартерные полеты в Евросоюз. Среди них два уральских перевозчика — UTAir (Сургут) и «Авиакон Цитотранс» (Екатеринбург). Их потери пока незначительны, однако, если они попадут в черный список ЕС, то столкнутся с серьезными финансовыми проблемами.

Как рассказали уральские авиаперевозчики, цель предстоящей беседы с представителями авиаперевозчиков — разъяснительная работа по урегулированию вопроса о введении с 12 февраля запрета на выполнение чартерных и разовых полетов в страны Евросоюза. Такое распоряжение поступило авиакомпаниям из Ространснадзора и Росавиации. Напомним, проблемы возникли у 9 российских перевозчиков, среди которых две уральские компании UTAir (ХМАО) и ОАО «Авиакомпания «Авиакон Цитотранс» (Екатеринбург), подконтрольная уральскому бизнесмену Валерию Савельеву.

ОАО «Авиакомпания «Авиакон Цитотранс» — образована в 1995 году, специализируется на выполнении чартерных грузовых авиарейсов. Входит в холдинг «AVS-group», подконтрольный уральскому бизнесмену Валерию Савельеву. С 2001 года компания работает на международном авиачартерном рынке, перевозя гуманитарные и коммерческие грузы из Европы в страны Африки, Латинской Америки, Ближнего и Дальнего Востока. В парке перевозчика 8 воздушных судов ИЛ-76. Средний ежемесячный налет воздушных судов авиакомпании — 400-450 летных часов.

UTAir работает с 1967 года. До 1992 года компания функционировала как Тюменское управление гражданской авиации, а до 2002 года — как ОАО «Тюменьавиатранс». Авиакомпания занимает второе место в России по количеству перевезенных пассажиров. В 2006 году их число составило почти 2,5 млн человек. Собственный авиапарк компании состоит из 123 региональных и магистральных самолетов.

Как рассказали «Ъ» в Росавиации, в январе Еврокомиссия (ЕК) направила российским властям уведомление о претензиях к отечественным авиаперевозчикам, получившим самое большое количество замечаний в рамках проверок по программе SAFA (программа оценки безопасности зарубежного авиатранспорта) в 2004-2006 годах. ЕК не исключила, что начнет процедуру внесения перевозчиков в перечень компаний, полеты которых запрещены в странах ЕС.

Кандидатов в «черный список» подобные претензии удивили. «Единственная проверка по программе SAFA, о которой мы знаем, выявила только два замечания», — говорит гендиректор UTAir Андрей Мартиросов. По его словам, это отсутствие свободного доступа к одному из аварийных выходов в самолете Ту-154 (он был заставлен креслами) и невнесение записей обо всех индивидуальных особенностях самолета в бортовой журнал на английском языке. «В Ту-154 несколько запасных выходов, они у нас свободны, что соответствует сертификационным требованиям. А то, что лишнее и необязательно, мы не используем, — пояснил господин Мартиросов. — Что касается второго замечания, все индивидуальные особенности самолета внесены в бортовой журнал на русском языке. Другое дело, что инспекторы SAFA им не владели, хотя это официальный язык Международной организации гражданской авиации — ICAO».

«Все замечания комиссии SAFA были оперативно устранены еще в начале 2006 года, поэтому мы были удивлены, получив документ о запрете полетов», — сообщил генеральный директор «Авиакон Цитотранса» Илья Кузнецов. По его словам, проблема для екатеринбургской компании уже снята: 13 февраля «Авиакон» получил официальное уведомление от Росттранснадзора и Росавиации о снятии всех ограничений на полеты в страны Евросоюза, и уже 14 февраля перевозчик осуществил рейс из Болгарии (входит в Евросоюз) в Москву. Правда, в Росавиации официально снятие запрета для «Авиакона» не подтверждают. По словам руководителя пресс-службы Минтранса РФ Тимура Хикматова, разрешительных документов в адрес екатеринбургского авиаперевозчика Росавиация не отправляла.

Материальные потери всех компаний от мер авиавластей пока минимальны. «Запрет не коснулся нашей деятельности: чартеров сейчас, в низкий зимний сезон, у нас нет», — сообщил «Ъ» гендиректор UTAir Андрей Мартиросов. Впрочем, по оценкам экспертов, если срок действия запрета увеличится, уральские перевозчики могут столкнуться с большими финансовыми проблемами — понести ущерб в миллионы долларов. Так, у UTAir обширная чартерная программа в страны Евросоюза. Под угрозой и бизнес «Авиакон Цитотранса», 50% перевозок которого, по сведениям «Ъ», приходится на страны Евросоюза.

Чтобы перевозчикам не попасть в черный список Евросоюза, им нужно устранить все предъявленные замечания, которые по большей части связаны с безопасностью полетов. Как отметили в Росавиации, 21 февраля состоится очередное заседание европейского комитета по авиабезопасности. «Если авиакомпании не захотят к этому времени устранить замечания, мы готовы снять собственный запрет», — уточнил заместитель руководителя Росавиации Евгений Бачурин, оговорившись, что тогда перспектива полетов в Европу будет во власти европейских чиновников. «А они церемониться не будут», — отметил он.


Другие материалы по теме: