«Деловой квартал», «Генеральный директор компании «Апрайт» Павел Неверов: «Наращивайте эффективность!»

5 марта 2007 (11:00)

Иначе гонка заработных плат разорит ваше предприятие

В конце 2006 г. на кадровом рынке Екатеринбурга проявился жесткий дефицит на ключевые позиции — как массовые (низовой персонал), так и редкие (узкие специалисты, управленцы). Пользуясь ситуацией, сотрудники все чаще выкручивают руки работодателям, настаивая на увеличении социальных пакетов и заработных плат.

Почему так происходит?

На мой взгляд, эта ситуация сложилась по трем причинам.

1. Западные игроки безо всяких угрызений совести переманивают к себе персонал, предлагая кандидатам (на период своего укрепления в регионах) зарплаты, превышающие конкурентные на 25-50%, причем через 1,5-2 года после начала работы цифры постепенно становятся среднерыночными.

2. Нарастают территориальные перекосы рынка труда (Москва перетягивает много специалистов из регионов, при этом в последние два-три года качественно портит отношение людей к работе, переводя их потребности в денежные эквиваленты), руководители все чаще готовы переезжать на новое место.

3. «Демографическая яма» уже дает о себе знать, и к 2009-2012 гг. ее влияние станет наиболее серьезным.

По нашим прогнозам, до 2010 г. реальные размеры зарплат будут расти по 20-25% в год, а жалование управленцев еще быстрее — на 30-35%. При этом производительность труда уже сегодня отстает по темпам роста от средних зарплат и ФОТ в целом, а в некоторых отраслях даже падает, ибо технологичность бизнесов по прежнему находится на варварском уровне. Многие бизнес процессы не автоматизированы, их зависимость от человеческого фактора даже возрастает. Однако в большинстве случаев руководитель компании видит верхнюю часть айсберга — кадровые проблемы.

Дело рук самих утопающих

При этом основная тяжесть переносится на плечи HR менеджера, хотя практика показывает, что 95% HR менеджеров — психологи, а не экономисты. Они не умеют определять эффективность труда и занимаются, как правило, наймом работников, кадровым документооборотом и организацией корпоративных праздников.

Распространен и другой подход — нанять сильных управленцев и предоставить им полную свободу действий в расчете, что они как-нибудь договорятся, даже если в компании не формализована стратегия, организационная структура, слаб управленческий учет и пр. Однако даже талантливым менеджерам в отсутствие системы сложно найти общий язык, особенно если на переговоры друг с другом они тратят больше времени, чем на выполнение прямых обязанностей. Рано или поздно эти сотрудники уходят туда, где можно работать, а не заниматься политическими играми.

И последняя соломинка, за которую хватаются утопающие, — консультант, способный быстро вывести компанию из кризиса. Увы, чудес не бывает. В большинстве случаев о помощи извне вспоминают, когда процесс заходит слишком далеко.

Но, как бы то ни было, владельцы фирм совершают одну и ту же ошибку — пытаются лечить не болезнь, а ее последствия. Им не хватает системного подхода. Какие действия может предпринять управленческая команда, чтобы сделать бизнес устойчивым и живучим?

Ваш алгоритм действий

Возьмем для примера компанию: региональный отраслевой лидер, 7-12 лет на рынке, численность персoнала 300-1000 человек, менеджмент нерегулярный. Что бы мы посоветовали?

Первым делом владельцам придется решить, чего они хотят от своего бизнеса в будущем, т. е. разработать стратегию развития. Увы, практика показывает, что дальше разговоров о стратегии дело обычно не идет. Поэтому в ряде случаев необходимо обновление команды топ-менеджеров, которая впоследствии, переходя от стратегии к тактике, будет внедрять систему сбалансированных показателей и управленческий учет.

Затем настанет очередь системы целевого управления и комплексной коррекции системы мотивации (оплата труда по результату остается оптимальной). Только после этого можно переходить к настройке управления персоналом компании.

Следующие шаги — внедрение системы бюджетирования и контроля, системы качества (продукта, сервиса и пр.) — уже понятны. И завершающий этап — запуск комплекса мер по опережающему росту производительности труда.

Однако такой подход не пригоден для компаний, которые созданы как «проект» с конечным сроком жизни, или для компаний, создаваемых на продажу, а также для предприятий малого бизнеса, которые не строят глобальных планов развития.

Нужно отдавать себе отчет, что большинство предлагаемых идей требуют серьезных ресурсных вложений. Начав эти изменения, вы уже не сможете их приостановить или вернуть все назад без потерь.


Другие материалы по теме: