Новая энергетическая политика

Одним из самых значимых для экономики страны событий стало подписание 11 июля 2001г. премьер-министром правительства России Михаилом Касьяновым «Основных положений реформирования электроэнергетики Российской Федерации».

В продолжавшейся более полутора лет дискуссии относительно того, каким образом должна реформироваться энергетика, наконец поставлена точка. Реформа РАО ЕЭС началась. Появился новый вопрос: каким образом потребители смогут приспособиться к новой энергетической политике?

В самом существовании РАО ЕЭС России как монополии, подконтрольной государству, заложено противоречие. Если цены на электроэнергию формирует государство, и поэтому они держатся на достаточно низком уровне, то цены на оборудование, необходимое для поддержания энергетических фондов в работоспособном состоянии, формирует рынок. Этот диспаритет цен, по различным оценкам, составляет более 200%. Ситуацию усугубляет проблема неплатежей.

Впервые о внедрении рыночных отношений в энергетику заговорили еще в 1997 г. Результатом этого стало появление в 1999-2000 гг. концепции реструктуризации РАО «ЕЭС России», разработанной менеджментом энергетической компании. Эта концепция была либеральной и содержала теоретические разработки преобразования монопольного РАО ЕЭС в рыночную структуру. Региональные политические и бизнес-элиты, приветливо жавшие руки председателя правления РАО ЕЭС Анатолия Чубайса и его заместителя Валентина Завадникова, создали фактически непреодолимые препятствия для принятия первоначальной концепции реформы. Им есть что терять. В первую очередь, это контроль над образованием тарифов. Как известно, сегодня механизм образования энерготарифов основан на принципе установления цен на продукцию, характерном для социалистического способа хозяйствования, то есть рассчитывается себестоимость производимой электроэнергии, к которой прибавляется небольшая дельта – так называемая минимальная рентабельность. С предложением об изменении (повышении) тарифов представители энергетических компаний выходят в региональную энергетическую комиссию, где они вынуждены экономически обосновывать необходимость повышения цен на свои услуги. Как правило, на решение энергетической комиссии серьезное влияние оказывает крупный промышленный бизнес, поскольку для него энергетическая составляющая в конечной стоимости продукции достаточно существенна. И он пытается снизить ее или хотя бы поддерживать на одном уровне.

Вообще же то, как должны изменяться тарифы, – проблема довольно сложная, поскольку она влияет на механизм образования бюджетов не только Российской федерации и ее субъектов, но и каждого предприятия. И то, что РАО ЕЭС не может дать однозначного ответа на вопрос о том, как система образования тарифов будет включаться в механизм планирования бюджетов, указывает на необходимость законодательных изменений в сфере энергетики и планирования бюджета.

По мнению Александра Климина, главного энергетика Уральского электрохимического комбината, новые рыночные отношения существенно влияют на формирование тарифа для промышленных предприятий: «Во-первых, прекращается перекрестное субсидирование. То есть все крупные предприятия уйдут на рынок. Но бремя перекрестного субсидирования ляжет на тех абонентов, которые не являются квалифицированными потребителями и не смогут уйти на рынок. Я считаю, что эта проблема очень серьезная для властей. Для правительства, которое и «вносит» нам это перекрестное субсидирование. Поэтому флаг им в руки...». Таким образом, сами потребители, столкнувшись с такой проблемой, надеются на политическую волю областных властей. И это, надо думать, оправдано.

Конкурентный тариф

Реформа РАО ЕЭС, в свою очередь, предусматривает, что цена на электроэнергию будет основываться на принципах рыночной экономики, то есть определяться пересечением кривых спроса и предложения. В соответствии с Постановлением правительства «Об основных направлениях» энерготариф станет конкурентным: «Формирование рыночных цен будет осуществляться на основании сопоставления ценовых заявок покупателей и продавцов по фактору минимальных цен». Однако слово «минимальных» не должно обольщать. Эксперты прогнозируют рост тарифов уже на начальном этапе реформы. Начальник службы оперативных коммерческих расчетов на ФОРЭМ ОДУ Урала Николай Шубин считает, что в первый момент реформы должен произойти скачок тарифов – приблизительно на 30-40%. Но в течение последующих 6-7 лет тенденция их роста должна заметно снизиться. От себя заметим, что 30-40% – среднестатистическое годовое повышение тарифа в условиях отсутствия всякой реформы. В то же время, снижение тарифа, которое прогнозируют специалисты РАО ЕЭС, относительно. Относительно того сценария, когда реформа не проводится. Тогда, утверждают эксперты, рост энерготарифа будет продолжаться постоянно, поскольку каждый год будет отвлекаться все больше и больше средств на ремонт устаревающего оборудования. Но ведь и реформа не отменяет расходы на амортизацию оборудования, оно как стареет, так и будет стареть. Разработчики концепции реструктуризации РАО ЕЭС видят выход из этого положения. Реформа РАО ставит задачу обеспечения конкуренции на рынке продажи электроэнергии. Для этого генерирующие компании планируется частично или полностью передать частным владельцам, которые и должны бороться за право продавать энергию потребителю. Для этого они должны снизить энерготариф и, следовательно, издержки на производство электричества. Таким образом, владельцы частных компаний должны вложить собственные или инвестиционные средства в обновление основных фондов электростанций.

Разделяй и властвуй

В отношении генерирующих компаний возникает вопрос: смогут ли они конкурировать между собой или станут региональными монополистами? Именно из-за опасности последнего в свое время был заморожен проект энерго-угольной компании УралТЭК. В ее состав должны были войти несколько наиболее рентабельных электростанций Свердловской и Челябинской областей и угольные разрезы Экибастуза «Богатырь» и «Северный». Владельцем последних являлась компания Access Industries – структура, близкая к Виктору Вексельбергу – владельцу алюминиевого бизнеса на территории Свердловской области (Сибирско-Уральской алюминиевой компании). На момент подготовки проекта УралТЭК у наблюдателей появилась версия о том, что СУАЛ-холдинг пытается создать алюминиевый супер-холдинг, который прибавит к технологической цепочке по производству алюминия энергетическую компанию. Результатом этого могло стать формирование внутрихолдинговых цен на электроэнергию, что снизило бы издержки по всему холдингу.

Однако тот факт, что в состав УралТЭК должны были войти только лучшие электростанции, однозначно делал его монополистом на региональном рынке. В постановлении правительства России во избежание такой ситуации предусматривается, что в одном регионе будут работать электростанции разных генерирующих компаний, что должно обеспечить ценовую конкуренцию.

Энергетическую монополию предлагается разделить на три компании – федеральную сетевую компанию (ФСК), компанию – системного оператора и 5-7 генерирующих компаний, то есть производителей электроэнергии. Каждая из них будет вести свой узкоспециализированный бизнес: генерирующая – производить и продавать электроэнергию, сетевая – транспортировать электричество до потребителя, а системный оператор – распределять потоки электроэнергии по сетям и регионам. Понятно, что каждая из этих компаний будет получать прибыль исключительно за свою деятельность.

Относительно независимости ФСК и системного оператора в свое время возникали серьезные споры. Постановление правительства предусматривает, что до 2004 г. эти компании будут работать как «дочки» РАО ЕЭС, и только после этого будет принято окончательное решение относительно их независимости. Однако на этапе обсуждения реформы советник Президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов заявил, что эти компании должны стать независимыми как можно скорее. По его мнению, контролируя их, РАО ЕЭС может проводить дискриминационную политику в отношении некоторых потребителей. По его словам, это обычная практика РАО.

Судьба Свердловэнерго

За 10 лет реформ бизнес научился работать с энергетиками. Однако новая энергетическая политика заставит их выстраивать эти отношения по-новому. Привычные региональные АО-энерго вскоре претерпят структурные изменения. АО «Свердловэнерго» в ближайшее время будет преобразовано в холдинг, который будет управлять дочерними акционерными обществами. Это региональная сетевая компания, большая доля собственности в которой будет принадлежать Свердловэнерго; предприятия, занимающиеся сервисным обслуживанием передающих и генерирующих установок; дочерние акционерные общества – так называемые непрофильные бизнесы и генерирующие компании, пока они будут работать как 100%-ные «дочки» РАО ЕЭС.

Для тех, кто все еще не отказался от идеи непосредственно влиять на образование тарифов в долгосрочной перспективе, остается единственный вариант – получить контроль над генерирующими компаниями, а это можно сделать через участие в их уставном капитале.

Реформа РАО ЕЭС, таким образом, оставляет достаточно много открытых вопросов в отношениях энергетиков и потребителей и в том, насколько надежным будет энергообеспечение страны в условиях, когда к электрокомпании будет применимо слово «банкрот».

Кстати, в некоторых регионах реформа РАО ЕЭС затянется, в частности, в Приморье. Но Урал в число таких регионов не попадает.


Другие материалы по теме: