«Капитал» и Татьяна Воробьева полагают, что «ФОРЭМ до сих пор неоднозначен»
31 июля 2003 (11:13)
Деятельность Федерального оптового рынка энергетических мощностей (ФОРЭМ) всегда вызывала противоречивую оценку. Федеральная энергетическая комиссия придерживается мнения, что присутствие крупных потребителей на ФОРЭМ не сказывается на рядовых потребителях, но у Минэкономразвития и РЭКов - другой взгляд на положение вещей.
ФЭК аргументирует свою позицию тем, что присутствие крупных потребителей очень мало и потребление ими вырабатываемой электроэнергии составляет всего чуть больше двух процентов. РАО ЕЭС и Минэкономразвития, в свою очередь, полагают, что крупный потребитель региона, переходя на ФОРЭМ ради более дешевого электричества, провоцирует резкий скачок энерготарифов для населения. Сейчас, за счет высоких тарифов для промышленных предприятий, региональные энергетические комиссии сохраняют тарифы для населения на низком уровне. «Если предприятие переходит на ФОРЭМ, то оно нарушает энергетический баланс области: уменьшаются налоговые поступления в область, предприятие освобождается от перекрестного субсидирования. Возникает вопрос: кто все это будет компенсировать?», - говорит председатель РЭК Свердловской области Николай Подкопай.
«Так или иначе, но в перспективе не будет так называемого перекрестного субсидирования при оплате электроснабжения. Бессмысленно сравнивать отраслевые показатели энергетической эффективности по официальному валютному курсу. Сравнение же по паритету покупательной способности показывает, что повышать тарифы для населения практически нельзя», - заверил консультант отдела энергосбережения управления науки и энергосбережения Свердловской области Александр Чистяков. Выход основных мощных электростанций и крупных электроемких потребителей на ФОРЕМ в условиях дальнейшего реформирования РАО ЕЭС для жителей Свердловской области при отказе от перекрестного субсидирования будет означать, что кроме тепла население будет вынуждено покупать и сопутствующую дорогую электроэнергию от неэффективных старых ТЭЦ АО “Свердловэнерго”. “При существующей низкой платежеспособности населения это затруднит поступление платежей и еще более замедлит техническое перевооружение электроэнергетики», - уверены в управлении науки и энергосбережения.
В начале июня Минэкономразвития выступило с инициативой вернуть с ФОРЭМа на региональные рынки всех потребителей, которым ФЭК в последние полтора года выдавала разрешение на закупки электроэнергии на ФОРЭМе. «Для нашей области эта проблема не так актуальна, как для соседней Челябинской. «Свердловэнерго» - избыточная система, которая в состоянии обеспечить потребителей области», - уверен Подкопай. Правительство 11 июля поручило ФЭК и Минэкономразвития определить, каких последствий можно ожидать в случае вывода крупных потребителей на ФОРЭМ. По расчетам созданной комиссии, доля крупных потребителей, закупающих сегодня электричество на ФОРЭМ, не так велика: она не превышает вышеобозначенных 2,1% всей потребляемой в стране электроэнергии. Доля новых, пришедших на рынок в последние полтора года, потребителей и того меньше – всего 1,1%. Из всех исследований комиссия сделала вывод, что переход крупных потребителей, к которым относятся потребляющие более 100 млн кВт ч в год, на оптовый рынок не может привести к росту энерготарифов для населения., поскольку их влияние слишком мало. ФЭК утверждает, что 98% энергии продолжает распределяться через региональные АО-энерго. По мнению сторонников ФЭК, проблему перекрестного субсидирования надо решать с помощью компенсаций из бюджета.
ФЭК предлагает правительству зафиксировать тот список участников ФОРЭМа, который сформировался к 15 мая, когда вывод новых членов был приостановлен. А пополнять список участников - уже руководствуясь постановлением N 793, которое в начале июля согласовали все ответственные ведомства. «В прошлом году в Свердловской области были поданы 2 заявки от предприятий на вывод на ФОРЭМ, еще 2 предприятия получили право самостоятельно выйти на ФОРЭМ. До сих пор ни одно из них этого почему-то не сделало», - отмечает Подкопай.
Однако аналитики бьют тревогу: если в целом по России доля крупных предприятий на ФОРЭМ невелика, то для отдельно взятого конкретного региона она может оказаться опасной. По мнению оппонентов позиции ФЭК, на ФОРЭМе должны работать только те потребители, на которых не возложено перекрестное субсидирование, иначе это приведет к повышению тарифов для населения. Для отдельных регионов уход крупнейшего потребителя энергии может привести к серьезным изменениям стоимости энергии.
23 июля текущего года в РАО ЕЭС состоялось очередное заседание круглого стола представителей российской научной элиты по вопросам реформирования электроэнергетики. Ученые отметили необходимость проведения комплексного анализа взаимодействия оптового и розничного рынка электроэнергии при разработке правил функционирования конкурентного рынка. По мнению участников круглого стола, запуск конкурентного сектора рынка позволит отработать взаимодействие участников оптового рынка на переходном этапе, когда наряду со свободным ценообразованием будет сохраняться государственное регулирование тарифов. Правила должны обеспечить формирование равновесной цены на электроэнергию, которая бы учитывала интересы не только крупных, но и мелких потребителей. При этом участники дискуссии отметили, что рыночные цены на электроэнергию должны стимулировать привлечение инвестиций в отрасль и включать средства на развитие. «Мы это уже проходили, однако практика показала, что цены растут и при наличии конкуренции. Только появление новых генерирующих мощностей, увеличение объемов производства и потребления позволят сделать процесс потребления энергии более дешевым», - считает председатель РЭК Свердловской области.
ФЭК аргументирует свою позицию тем, что присутствие крупных потребителей очень мало и потребление ими вырабатываемой электроэнергии составляет всего чуть больше двух процентов. РАО ЕЭС и Минэкономразвития, в свою очередь, полагают, что крупный потребитель региона, переходя на ФОРЭМ ради более дешевого электричества, провоцирует резкий скачок энерготарифов для населения. Сейчас, за счет высоких тарифов для промышленных предприятий, региональные энергетические комиссии сохраняют тарифы для населения на низком уровне. «Если предприятие переходит на ФОРЭМ, то оно нарушает энергетический баланс области: уменьшаются налоговые поступления в область, предприятие освобождается от перекрестного субсидирования. Возникает вопрос: кто все это будет компенсировать?», - говорит председатель РЭК Свердловской области Николай Подкопай.
«Так или иначе, но в перспективе не будет так называемого перекрестного субсидирования при оплате электроснабжения. Бессмысленно сравнивать отраслевые показатели энергетической эффективности по официальному валютному курсу. Сравнение же по паритету покупательной способности показывает, что повышать тарифы для населения практически нельзя», - заверил консультант отдела энергосбережения управления науки и энергосбережения Свердловской области Александр Чистяков. Выход основных мощных электростанций и крупных электроемких потребителей на ФОРЕМ в условиях дальнейшего реформирования РАО ЕЭС для жителей Свердловской области при отказе от перекрестного субсидирования будет означать, что кроме тепла население будет вынуждено покупать и сопутствующую дорогую электроэнергию от неэффективных старых ТЭЦ АО “Свердловэнерго”. “При существующей низкой платежеспособности населения это затруднит поступление платежей и еще более замедлит техническое перевооружение электроэнергетики», - уверены в управлении науки и энергосбережения.
В начале июня Минэкономразвития выступило с инициативой вернуть с ФОРЭМа на региональные рынки всех потребителей, которым ФЭК в последние полтора года выдавала разрешение на закупки электроэнергии на ФОРЭМе. «Для нашей области эта проблема не так актуальна, как для соседней Челябинской. «Свердловэнерго» - избыточная система, которая в состоянии обеспечить потребителей области», - уверен Подкопай. Правительство 11 июля поручило ФЭК и Минэкономразвития определить, каких последствий можно ожидать в случае вывода крупных потребителей на ФОРЭМ. По расчетам созданной комиссии, доля крупных потребителей, закупающих сегодня электричество на ФОРЭМ, не так велика: она не превышает вышеобозначенных 2,1% всей потребляемой в стране электроэнергии. Доля новых, пришедших на рынок в последние полтора года, потребителей и того меньше – всего 1,1%. Из всех исследований комиссия сделала вывод, что переход крупных потребителей, к которым относятся потребляющие более 100 млн кВт ч в год, на оптовый рынок не может привести к росту энерготарифов для населения., поскольку их влияние слишком мало. ФЭК утверждает, что 98% энергии продолжает распределяться через региональные АО-энерго. По мнению сторонников ФЭК, проблему перекрестного субсидирования надо решать с помощью компенсаций из бюджета.
ФЭК предлагает правительству зафиксировать тот список участников ФОРЭМа, который сформировался к 15 мая, когда вывод новых членов был приостановлен. А пополнять список участников - уже руководствуясь постановлением N 793, которое в начале июля согласовали все ответственные ведомства. «В прошлом году в Свердловской области были поданы 2 заявки от предприятий на вывод на ФОРЭМ, еще 2 предприятия получили право самостоятельно выйти на ФОРЭМ. До сих пор ни одно из них этого почему-то не сделало», - отмечает Подкопай.
Однако аналитики бьют тревогу: если в целом по России доля крупных предприятий на ФОРЭМ невелика, то для отдельно взятого конкретного региона она может оказаться опасной. По мнению оппонентов позиции ФЭК, на ФОРЭМе должны работать только те потребители, на которых не возложено перекрестное субсидирование, иначе это приведет к повышению тарифов для населения. Для отдельных регионов уход крупнейшего потребителя энергии может привести к серьезным изменениям стоимости энергии.
23 июля текущего года в РАО ЕЭС состоялось очередное заседание круглого стола представителей российской научной элиты по вопросам реформирования электроэнергетики. Ученые отметили необходимость проведения комплексного анализа взаимодействия оптового и розничного рынка электроэнергии при разработке правил функционирования конкурентного рынка. По мнению участников круглого стола, запуск конкурентного сектора рынка позволит отработать взаимодействие участников оптового рынка на переходном этапе, когда наряду со свободным ценообразованием будет сохраняться государственное регулирование тарифов. Правила должны обеспечить формирование равновесной цены на электроэнергию, которая бы учитывала интересы не только крупных, но и мелких потребителей. При этом участники дискуссии отметили, что рыночные цены на электроэнергию должны стимулировать привлечение инвестиций в отрасль и включать средства на развитие. «Мы это уже проходили, однако практика показала, что цены растут и при наличии конкуренции. Только появление новых генерирующих мощностей, увеличение объемов производства и потребления позволят сделать процесс потребления энергии более дешевым», - считает председатель РЭК Свердловской области.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Минэкономразвития предлагает Правительству РФ ужесточить правила выхода пре ...
- ОАО «Тюменьэнерго» выводит базовых потребителей на ФОРЭМ
- Председатель Региональной энергетической комиссии Свердловской области Нико ...
- Председатель Региональной энергетической комиссии Свердловской области Нико ...
- Рабочая группа по созданию Администратора торговой системы оптового рынка э ...