Новое лицо Губернского банка

Бюллетень «VIP-консультант» анализирует возможные изменения в стратегии позиционирования Свердловского Губернского банка.

ЗАО «Свердловский Губернский банк», традиционно рассматриваемое в качестве «карманного» кредитного учреждения правительства Свердловской области, может изменить свою информационную и рекламную политику. Новая кампания СГБ может быть направлена не на продвижение его новых офисов или продуктов, а на пиар председателя правления этой кредитной организации Александра Иванова. Цель мероприятия — изменить сложившуюся ситуацию с узнаваемостью и известностью банкира в уральском бизнес-сообществе. В самой кредитной организации такую тенденцию в изменении позиционирования, согласно некоторым сведениям, связывают со стремлением персонифицировать банк, связать его образ с образом руководителя.

Причины

Эксперты не исключают, что таким образом Александр Иванов и его консультанты попытались повторить ход, использованный несколько лет назад Владимиром Фроловым, который сделал свои личные выступления в прессе и на телевидении одним из основных элементов PR-стратегии банка «Северная Казна». Не исключено, что такое решение было принято Александром Ивановым после того, как авторитетный журнал Forbes кратко, но позитивно отозвался о рекламной политике «Северной Казны».

Между тем аналитики сомневаются, что Александру Иванову удастся повторить PR-маневр Владимира Фролова. Главная причина возможной неудачи председателя правления СГБ, по мнению экспертов, может крыться в особенностях его личности. Владимир Фролов — профессиональный преподаватель, доктор экономических наук, обладающий определенными качествами рассказчика и лектора, в том числе умением интересно и доступно подать информацию. Кроме того, он умеет держать себя перед прессой, обладает широким кругозором и глубокими специализированными теоретическими данными. Наличие всех этих качеств у Александра Иванова ставится наблюдателями под сомнение, равно как и способность его пресс-службы создать конечный рекламный продукт, по своим качествам сопоставимый со статьями и видеосюжетами «Северной Казны». Кроме того, аналитики отмечают, что Владимир Фролов начал кампанию по собственному продвижению очень давно, практически с начала своей банковской деятельности, в то время как Александр Иванов начал ее достаточно поздно.

В то же время начало кампании по изменению статуса Александра Иванова в информационном пространстве, по сообщению ряда источников, оказалось сопряжено с сокращением расходов на прямую рекламу и пиар самой кредитной организации и продвижение ее продуктов. Эксперты не исключают, что уже в ближайшее время это решение может напрямую сказаться на основных экономических показателях банка, прежде всего в розничной сфере.

Проблемы

В то же время следует отметить, что все эти события происходят на фоне целого ряда проблем, с которыми банку пришлось столкнуться в последнее время. Так, на несколько месяцев было задержано открытие целого ряда офисов банка. В частности, челябинский филиал банка, который, согласно заявлению самого Александра Иванова, должен был открыться в конце 2006 года, до сих пор так и не начал осуществление банковских операций.

Еще большей проблемой для банка может стать намеченная на этот год допэмиссия акций кредитной организации. Необходимость ее проведения, по мнению экспертов, назрела давно — относительно небольшой капитал банка является тормозом, существенно ограничивающим возможности кредитной организации. Препятствием на пути увеличения капитала стало стремление банка привлечь к выкупу акций государство в лице Министерства госимущества Свердловской области, которое владеет 25%-м пакетом акций банка. Свердловский Губернский банк предложил МУГИСО направить на выкуп допэмиссии 94 500 тыс. рублей из бюджета области.

Идея вложения государственных средств в акции коммерческого банка уже вызвала крайне негативную реакцию как у депутатов Областной Думы, так и у экспертов финансового рынка. Все они сходятся в том, что направление бюджетных средств на увеличение капитала кредитной организации, к тому же являющейся закрытым акционерным обществом, недопустимо.

Так, экспертный совет Уральского института регионального законодательства, проводивший юридическую экспертизу данного документа, поставил под сомнение легитимность решения о приобретении акций обозначенного кредитного учреждения. Согласно заключению экспертного совета, исходя из ряда положений федерального законодательства субъекты РФ не вправе приобретать акции закрытых акционерных обществ. Кроме того, в заключении обращается внимание, что на необходимость прекратить участие Свердловской области в уставном капитале закрытого акционерного общества указывалось в том числе в постановлении Палаты Представителей Законодательного собрания Свердловской области от 12 мая 2005 г. № 450-ППП.

Мнения

«Относительно того, хорошо или плохо приобретение очередного дополнительного пакета акций ЗАО «Свердловский Губернский банк» правительством Свердловской области, я склоняюсь ближе к позиции «плохо — нейтрально», нежели «хорошо». Несомненно, частным владельцам понятна выгода от приобретения акций властными структурами, но насколько это выгодно для самого правительства области — ясно не совсем. По сути, правительство области вкладывает бюджетные средства только в двух случаях: когда существует реальная гарантия получения дохода от затраченных средств или когда необходима социальная поддержка для развития бизнеса. Но банковский сектор не является тем сектором, который нуждается в правительственной поддержке, им не нужны бюджетные средства. Я не вижу явной целесообразности в совершении этой сделки», — полагает директор уральского филиала ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин.

«Если говорить об инвестиционной привлекательности акций, то ЗАО «Свердловский Губернский банк» не является лучшим с точки зрения организации и самым крупным кредитным учреждением в области, поэтому этот вопрос остается достаточно спорным», — добавил К. Селянин.

«Такой актив, как пакет акций ЗАО «Свердловский Губернский банк», не является профильным для правительства Свердловской области, т. к. зарабатывание денег в банковском бизнесе далеко от основных функций, возложенных на правительство субъекта Федерации», — полагает директор по управлению активами ИФК «Уником Партнер» Виталий Калугин.

«Разумеется, банковский бизнес сейчас «на коне», но это касается больших розничных диверсифицированных банков с частным капиталом. Но ЗАО «Свердловский Губернский банк» не является ни тем, ни другим, ни третьим. Поэтому перспективы увеличения рыночной капитализации туманны», — отметил В. Калугин.

«Полагаю, что в стремлении держать пакет акций данной кредитной организации есть только одна составляющая — субъективная, то есть вполне коммерческие интересы конкретных людей», — пояснил В. Калугин.

«Безусловно, вложение в уставной капитал ЗАО «Свердловский Губернский банк» бюджетных средств Свердловской области не является ни профильным, ни привлекательным. Другое дело, если бы через ЗАО «Свердловский Губернский банк» правительство области ставило вопрос о создании банковского синдиката, способного инвестировать в региональные проекты и программы солидные капиталы. Но для этого нет необходимости повышать долю области в уставном капитале ЗАО «Свердловский Губернский банк», — считает директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин.

«По форме ЗАО «Свердловский Губернский банк» является закрытым акционерным обществом, участие в котором для госструктур ограничено российским законодательством. Часто это участие субъекта РФ в УК ЗАО объясняется желанием правительства области регулировать на региональном уровне банковскую политику, подтянуть региональные банки под потребности области. Хотя могут быть и другие, более прозаические причины — например, формирование «карманных» банков», — предположил А. Татаркин.

«Сокращение доли участия правительства Свердловской области в уставном капитале банка на кредитном учреждении отражается негативно. Особенно для ЗАО «Свердловский Губернский банк», которое существует на 50 с лишним процентов лишь благодаря бюджетной и организационной поддержке областного руководства. Своей ниши у банка на финансовом рынке Уральского региона нет и в ближайшие годы, судя по поведению на рынке, не предвидится», — полагает А. Татаркин.

Перспективы

Учитывая целый ряд обозначенных выше проблем, которые встали перед банком в настоящий момент, изменения в стратегии его позиционирования могут привести к последствиям, прямо противоположным ожидаемым. Образ председателя правления Александра Иванова может начать ассоциироваться не с финансовыми показателями возглавляемой им кредитной организации, а с теми трудностями, с которыми она столкнулась. В случае, если развитие проблемных ситуаций (прежде всего с выкупом допэмиссии акций) будет развиваться по максимально конфликтному сценарию и станет объектом пристального внимания общественности, публичная активность Иванова может спровоцировать перенос на него всех негативных последствий данной ситуации, что не сможет не сказаться на имидже председателя правления Свердловского Губернского банка.


Другие материалы по теме: