«Российская газета» и Владимир Калманский: «Уральские коммунальщики лукавят с тарифами»

17 апреля 2007 (11:05)

В региональную энергетическую комиссию (РЭК) начали поступать жалобы, что одобренные комитетом размеры тарифов на коммунальные услуги не покрывают всех затрат, которые несут оказывающие их фирмы и организации. В ходе экспертных проверок ЖКХ муниципальных образований специалисты РЭК столкнулись с вопиющими фактами, которые делают претензии необоснованными.

В недавней публикации выпуска «Экономика УрФО» приводилось мнение руководителя одного из коммунальных предприятий Свердловской области о том, что нужны экономически обоснованные тарифы, поскольку нынешние не покрывают затрат коммунальщиков на поддержание сетей в рабочем состоянии.

Претензии непосредственно РЭКу предъявляют, как правило, энергоснабжающие предприятия, поскольку именно комитет регулирует цену гигакалорий. Но и другие бизнесмены, работающие в сфере ЖКХ, требуют научно обоснованных — читай повышенных — тарифов. Надо полагать, речь идет о максимально точных, базирующихся на достовернейшей информации расчетах величин цен и расценок.

— В ходе экспертных исследований, обусловленных обращениями жителей того или иного муниципального образования, мы не раз и не два сталкивались с удивительными фактами, — говорит руководитель Региональной энергетической комиссии Свердловской области Николай Подкопай. — Например, получаем три справки от разных

инстанции о размере конкретной придомовой территории, уборкой которой надо заниматься дворникам, Данные в них не совпадают, причем иногда существенно. Как же, спрашивается, людям оформляют счета по оплате этой услуг»?» Наверняка по максимуму...

Подобная неразбериха втречается и по другим параметрам квартплаты.

— Список видов услуг в счетах не расписан, — делится наблюдениями начальник отдела цен РЭК Оксана Бязовцева. — Людям предъявляются квитанции, в которых проставлен общий размер платы. Им неизвестно, что и сколько стоит.

Возникает ощущение, что этого доподлинно не знают и сами предприятия, предъявляющие счета жителям. Сейчас, как известно, в ходе реорганизации ЖКХ на смену муниципальным ЖЭУ и ЖЭКам приходят управляющие компании. Странно то, что они приступают к своим обязанностям без тщательной инвентаризации объектов. Инспекторы редко видят профессионально сделанные расчеты затрат и их структуру, от которых, как от пресловутой печки, и нужно бы плясать, составляя те самые научно обоснованные тарифы.

Что и говорить, регулирующая функция со стороны государства здесь необходима. В сфере ЖКХ она осуществляется в форме индексации тарифов индивидуально по каждому субъекту Федерации. Каждой республике, краю, области ежегодно устанавливается предельный уровень роста платы в ЖКХ. По Свердловской области в прошлом году фигурировали 20 процентов. На год текущий индекс понижен до 17 процентов. Таким образом, государство предлагает, работать экономичней: На местную РЭК возложена обязанность следить за тем, как муниципалитеты, которые по закону самостоятельно определяют расценки и нормативы на многие жилищно-коммунальные услуги, укладываются в заданные параметры.

— В прошлом году мы провели экспертизу по 36 муниципальным образованиям, — сообщает Оксана Вязовцева, — в 21-ом были выявлены нарушения.

Уместно отметить, что в наступившем году ситуация с нарушениями — как правило, это превышение размеров оплат — к лучшему не изменилась. Местные поставщики услуг как пытались взять с жильцов побольше, так и продолжают пытаться. При этом некоторые муниципалитеты с достойной лучшего применения активностью упорствуют в своей неправоте. По информации РЭК, четыре из 20 с лишним муниципальных образований отказались в досудебном порядке изменять установленные ими «неправильные» цены и нормативы. Суды признали их неправоту и обязали поменять решения. Кстати, в числе строптивых администраций оказалась и екатеринбургская.

Наша справка

В региональные структуры Роспотребнадзора на территории УрФО в нынешнем году поступило более 2150 жалоб и нареканий, касающихся ЖКХ. По количеству обращений лидирует Свердловская область — 755. Специалисты отмечают, что претензии граждан к ЖКХ догоняют по количеству долговременного рекордсмена — торговую сферу. На второй позиции Тюменская область — 580 жалоб. Около 210 обращений поступило от курганцев, а меньше всех, приблизительно 170, — от челябинцев.


Другие материалы по теме: