«Коммерсантъ», Александр Лакедемонский, Николай Яблонский пишут: «Свердловские министерства попали в окружение»

16 мая 2007 (11:58)

Их полномочия планируют передать управленческим округам

Вчера депутаты Свердловской облдумы предложили региональному правительству усилить роль управленческих округов, наделив их статусом административно-территориальных единиц, и передать им ряд полномочий областных министерств. До конца года инициативу парламентариев должны рассмотреть правительство области и губернатор Эдуард Россель. Сторонники усиления округов утверждают, что таким образом удастся повысить эффективность управления территориями области. В муниципалитетах же считают, что разумнее было бы решить этот вопрос, передав часть полномочий исполнительной власти региона на уровень местного самоуправления.

Управленческие округа являются территориальными межотраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области. Были созданы в 1997 году. Подчиняются региональному правительству. В их полномочия входят координация и контроль за деятельностью территориальных исполнительных органов госвласти, помощь органам местного самоуправления в реализации их полномочий, а также в реализации областных государственных целевых программ. В настоящее время существует 5 управленческих округов: Восточный, Северный, Западный, Южный, Горнозаводской. Из 93 муниципальных образований области в них не входят только 5, включая Екатеринбург.

Вопрос об изменении статуса территориальных управленческих округов за время их существования поднимался неоднократно. В последний раз — в середине февраля на депутатских слушаниях в Южном управленческом округе. Его управляющий Олег Гусев заявил, что региональное законодательство, наделив администрации округа полномочиями для влияния на социально-экономическое и политическое развитие территорий, не дает реальных механизмов и рычагов управления для их реализации. В частности, нормативные документы, издаваемые ими, не являются нормативными и обязательными для исполнения, а регламентируют только внутреннюю деятельность самих окружных администраций. Кроме того, они не участвуют в бюджетном процессе и поэтому, по мнению господина Гусева, не могут эффективно влиять на ход реализации областных программ. Тогда и было предложено внести изменения в законодательство Свердловской области и отказаться от формы межотраслевого территориального органа государственной власти, создав новый, на этот раз общей компетенции, административный округ.

Вчера этот вопрос рассматривали депутаты областной думы. Предложения, направленные на повышение статуса управленческих округов озвучил полномочный представитель губернатора в Заксобрании области Виктор Миронов. По его словам, полномочия администраций округов не соответствуют поставленным перед ними задачам. «Они не могут решать вопросы сохранения и повышения экономического потенциала территорий, выравнивания социально-экономического положения различных населенных пунктов, а из более чем 20 областных государственных целевых программ они финансово контролируют только выполнение программы «Родники», — подчеркнул он. Его поддержал председатель думского комитета по вопросам законодательства и местного самоуправления Сергей Лазарев, заявивший, что комплексное развитие территорий невозможно без системного госуправления на местах, а обеспечить его могут только округа, поскольку территориальные подразделения министерств выполняют лишь функции узкого отраслевого управления.

В итоге депутаты приняли постановление, предлагающее губернатору и правительству Свердловской области в срок до 1 декабря 2007 года рассмотреть вопрос о возможности наделения округов статусом областной административно-территориальной единицы и о передаче их администрациям ряда полномочий от областных министерств и ведомств. В беседе с «Ъ» Сергей Лазарев пояснил, как это может быть на практике: «У каждого округа будут четко определенные границы, законодательно закрепленная управленческая структура – по аналогии с московскими префектурами. В результате министерства останутся штабами своих отраслей, определяя их идеологию и политику развития, а их реализация будет спущена на места, в округа». При этом он добавил, что это не потребует ни дополнительных средств, ни расширения штата администрации округов — он будет увеличен за счет министерских кадров, которые перейдут сюда вместе с полномочиями.

В областных министерствах принципиальных возражений по данной инициативе не имеют. «В нашем случае это поможет скорейшему завершению работы по разграничению полномочий и предметов ведения между уровнями госвласти и местного самоуправления», — считает «Ъ» заместитель министра по управлению госимуществом Михаил Жабреев. Правда, его коллега из министерства природных ресурсов Галина Пахальчак отмечает, что для решения вопросов экологической безопасности округам вполне достаточно нынешнего статуса. «Управляющие округами наделены полномочиями заместителей главного государственного инспектора по охране окружающей среды — они могут рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры административного воздействия в отношении нарушителей. При этом в своей работе они опираются на территориальные отделы подведомственного нам СОГУ «Центр экологического мониторинга и контроля». Эта схема вполне устраивает и нас, и их: за время совместной работы никаких вопросов у руководства округов к нам не возникало», — отметила госпожа Пахальчак.

По мнению директора Института гуманитарных и политических исследований (Москва) Александра Кинева, усиление округов позволит приблизить принятие решений к жителям конкретных территорий. «Это очень важно для большой по размерам и очень дифференцированной по уровню жизни Свердловской области. К тому же в пользу такого решения говорит и зарубежный опыт: последние 20 лет весь цивилизованный мир проводит реформы, которые децентрализуют органы управления», — отмечает господин Кинев. Однако заместитель руководителя аппарата администрации Екатеринбурга Сергей Тушин считает, что решить вопрос улучшения качества управления территориями можно было делегировав отдельные полномочия муниципалитетам и подкрепив их соответствующими финансами. «Практика подавляющего большинства субъектов федерации показывает, что это куда более эффективно, чем создавать дополнительные структуры в системе государственной власти», — заявил он.


Другие материалы по теме: