«Российская газета», Владимир Кожевятов пишет: «Предприниматели в опеке не нуждаются»
31 июля 2007 (11:58)
В прошлом году на территории региона произошло несколько конфликтов, связанных с ущемлением муниципальными администрациями прав частных предпринимателей, в частности работающих в сфере пассажирских перевозок. В результате вмешательства сотрудников антимонопольного ведомства нарушения прекратились: в этом году не зафиксировано ни одного серьезного случая такого рода ни на рынке автоперевозок, ни в других сферах, где присутствуют структуры малого бизнеса.
О том, какова вообще роль антимонопольщиков в становлении малого бизнеса, наш корреспондент беседует с руководителем управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Свердловской области Татьяной Колотовой.
Российская газета: До определенного времени одной из важнейших функций вашей службы официально считалась поддержка малого бизнеса. Теперь ситуация изменилась?
Татьяна Колотова: Малое предпринимательство встало на ноги. Бизнес заметно окреп, не в последнюю очередь, благодаря нашей, похожей на опеку, поддержке и защите средствами антимонопольного законодательства. Сейчас такой опеки не требуется. Выстроена региональная и муниципальная вертикаль моральной и материальной поддержки предпринимательства властными структурами и некоммерческими организациями. Малый бизнес вышел на новый этап развития, не требующий нашей особенной заботы о нем. Тем не менее, законодательной поддержки он не лишен. Но уже приходится брать в расчет, что сами субъекты малого предпринимательства иногда оказываются не в ладах с законом.
РГ: Итак, малый бизнес, окрепнув и осмелев, сам нарушает законы. В чем именно?
Колотова: Его представители, например, нередко встречаются в числе тех, кто игнорирует требования закона о рекламе. Мы накопили достаточный опыт привлечения к административной ответственности за такие нарушения. Теперь намерены эффективно использовать этот опыт по другим составам антимонопольного законодательства, скажем, за злоупотребление доминирующим положением на рынке, недобросовестную конкуренцию, сговор нескольких субъектов с целью нейтрализации конкурентов. Имею в виду применение здесь положений КоАП — Кодекса об административных правонарушениях, претерпевшего недавно некоторые изменения. Он предусматривает новые виды наказания. К примеру, за вышеуказанные нарушения закона «О защите конкуренции» юридические лица могут подвергнуться так называемому оборотному штрафу не на строго фиксированную в рублях сумму, а в размере от одного до 15 процентов годовой выручки от реализации товара, на рынке которого произошло нарушение.
РГ: И все-таки не даром говорят, что «малыша» каждый обидит... Даже областные власти признают, например, что малому бизнесу часто достаются сущие крохи при размещении заказов на поставку муниципальным и госструктурам необходимых им товаров. Как это соотносится с законом и как УФАС защищает права малого бизнеса в этой сфере?
Колотова: Вы говорите о так называемом 94-м Федеральном законе от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Он непрерывно совершенствуется. Последние коррективы были внесены нынче в апреле специальным законом № 53, и некоторые изменения и дополнения здесь напрямую касаются малого предпринимательства. Для него введены неплохие квоты: от 10 до 20 процентов годового объема государственных и муниципальных заказов должны размещаться исключительно среди субъектов малого бизнеса. Это обязательно для субъектов Федерации, подведомственных им учреждений, органов власти и уполномоченных учреждений и организаций. Муниципалитеты же, как сказано в законе, вправе делать точно так. При этом преобладающая часть заказов в любом случае должна размещаться через конкурсы и аукционы.
О важности контроля за соблюдением 94-го закона красноречиво говорит такой факт. В нашем управлении ФАС недавно образован новый отдел по контролю за размещением государственных и муниципальных заказов, который курирует Марина Пушкарева. Его немногочисленные сотрудники усиленно занимаются ознакомлением соответствующих структур с положениями и характером последних изменений закона. И еще, безусловно, приходится в меру сил и возможностей реагировать на жалобы и сигналы. За полугодие жалоб поступило к нам 156. Все были досконально проверены, свыше 90 оказались обоснованными.
РГ: Как вы реагируете на такие сигналы?
Колотова: Выносим предписания об устранении выявленных нарушений. Их не меньше десятка видов. Например, неправильный выбор способа размещения заказа, необоснованный допуск (или отказ) к участию в конкурсе претендентов на осуществление поставок или работ, выбор «не того» победителя, противоречие закону критериев оценки и так далее, вплоть до несвоевременного размещения для всеобщего ознакомления протоколов конкурса либо аукциона. В случае выявления нарушений, повлиявших на выбор победителя торгов, приходится отменять их результаты, что обусловливает необходимость повторных конкурсов. В этом году практикуем привлечение к административной ответственности виновных, то есть наложение штрафов. Общая штрафная сумма превысила 230 тысяч рублей, больше 77 тысяч уже взыскано. Кстати, штрафы в таких случаях накладываются только на должностных лиц. Штрафовать организации и учреждения нет смысла, поскольку они финансируются из бюджета.
РГ: Малый бизнес настойчиво зазывают в жилищно-коммунальную сферу. Как, по оценке антимонопольщиков, ему там работается?
Колотова: Вхождение малого бизнеса в ЖКХ пока в начальной стадии, и это накладывает соответствующий отпечаток. Муниципальные власти за многие годы привыкли взаимодействовать и находить общий язык только с подчиненными им монопольными структурами. Поэтому «пришельцев» здесь и сейчас не жалуют. Благоволят к ЖЭУ, ЖЭКам, спешно перерегистрировавшимся в акционерные общества. Я хочу сказать, что здесь чаще всего встречаются нарушения со стороны местных властей закона о конкуренции. Такой проблемой нам приходилось заниматься в Североуральске. Местная администрация заключила договор на обслуживание городской коммуналки вне конкурса с одной из екатеринбургских фирм. Этот договор по настоянию УФАС был расторгнут. В настоящее время на рынке управления жилыми домами в Североуральске работают несколько новообразованных управляющих компаний.
Должна сказать, что наша служба сейчас активно занимается мониторингом ситуации в региональном ЖКХ, но о каких-то достоверных результатах можно будет говорить лишь по истечении года.
О том, какова вообще роль антимонопольщиков в становлении малого бизнеса, наш корреспондент беседует с руководителем управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Свердловской области Татьяной Колотовой.
Российская газета: До определенного времени одной из важнейших функций вашей службы официально считалась поддержка малого бизнеса. Теперь ситуация изменилась?
Татьяна Колотова: Малое предпринимательство встало на ноги. Бизнес заметно окреп, не в последнюю очередь, благодаря нашей, похожей на опеку, поддержке и защите средствами антимонопольного законодательства. Сейчас такой опеки не требуется. Выстроена региональная и муниципальная вертикаль моральной и материальной поддержки предпринимательства властными структурами и некоммерческими организациями. Малый бизнес вышел на новый этап развития, не требующий нашей особенной заботы о нем. Тем не менее, законодательной поддержки он не лишен. Но уже приходится брать в расчет, что сами субъекты малого предпринимательства иногда оказываются не в ладах с законом.
РГ: Итак, малый бизнес, окрепнув и осмелев, сам нарушает законы. В чем именно?
Колотова: Его представители, например, нередко встречаются в числе тех, кто игнорирует требования закона о рекламе. Мы накопили достаточный опыт привлечения к административной ответственности за такие нарушения. Теперь намерены эффективно использовать этот опыт по другим составам антимонопольного законодательства, скажем, за злоупотребление доминирующим положением на рынке, недобросовестную конкуренцию, сговор нескольких субъектов с целью нейтрализации конкурентов. Имею в виду применение здесь положений КоАП — Кодекса об административных правонарушениях, претерпевшего недавно некоторые изменения. Он предусматривает новые виды наказания. К примеру, за вышеуказанные нарушения закона «О защите конкуренции» юридические лица могут подвергнуться так называемому оборотному штрафу не на строго фиксированную в рублях сумму, а в размере от одного до 15 процентов годовой выручки от реализации товара, на рынке которого произошло нарушение.
РГ: И все-таки не даром говорят, что «малыша» каждый обидит... Даже областные власти признают, например, что малому бизнесу часто достаются сущие крохи при размещении заказов на поставку муниципальным и госструктурам необходимых им товаров. Как это соотносится с законом и как УФАС защищает права малого бизнеса в этой сфере?
Колотова: Вы говорите о так называемом 94-м Федеральном законе от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Он непрерывно совершенствуется. Последние коррективы были внесены нынче в апреле специальным законом № 53, и некоторые изменения и дополнения здесь напрямую касаются малого предпринимательства. Для него введены неплохие квоты: от 10 до 20 процентов годового объема государственных и муниципальных заказов должны размещаться исключительно среди субъектов малого бизнеса. Это обязательно для субъектов Федерации, подведомственных им учреждений, органов власти и уполномоченных учреждений и организаций. Муниципалитеты же, как сказано в законе, вправе делать точно так. При этом преобладающая часть заказов в любом случае должна размещаться через конкурсы и аукционы.
О важности контроля за соблюдением 94-го закона красноречиво говорит такой факт. В нашем управлении ФАС недавно образован новый отдел по контролю за размещением государственных и муниципальных заказов, который курирует Марина Пушкарева. Его немногочисленные сотрудники усиленно занимаются ознакомлением соответствующих структур с положениями и характером последних изменений закона. И еще, безусловно, приходится в меру сил и возможностей реагировать на жалобы и сигналы. За полугодие жалоб поступило к нам 156. Все были досконально проверены, свыше 90 оказались обоснованными.
РГ: Как вы реагируете на такие сигналы?
Колотова: Выносим предписания об устранении выявленных нарушений. Их не меньше десятка видов. Например, неправильный выбор способа размещения заказа, необоснованный допуск (или отказ) к участию в конкурсе претендентов на осуществление поставок или работ, выбор «не того» победителя, противоречие закону критериев оценки и так далее, вплоть до несвоевременного размещения для всеобщего ознакомления протоколов конкурса либо аукциона. В случае выявления нарушений, повлиявших на выбор победителя торгов, приходится отменять их результаты, что обусловливает необходимость повторных конкурсов. В этом году практикуем привлечение к административной ответственности виновных, то есть наложение штрафов. Общая штрафная сумма превысила 230 тысяч рублей, больше 77 тысяч уже взыскано. Кстати, штрафы в таких случаях накладываются только на должностных лиц. Штрафовать организации и учреждения нет смысла, поскольку они финансируются из бюджета.
РГ: Малый бизнес настойчиво зазывают в жилищно-коммунальную сферу. Как, по оценке антимонопольщиков, ему там работается?
Колотова: Вхождение малого бизнеса в ЖКХ пока в начальной стадии, и это накладывает соответствующий отпечаток. Муниципальные власти за многие годы привыкли взаимодействовать и находить общий язык только с подчиненными им монопольными структурами. Поэтому «пришельцев» здесь и сейчас не жалуют. Благоволят к ЖЭУ, ЖЭКам, спешно перерегистрировавшимся в акционерные общества. Я хочу сказать, что здесь чаще всего встречаются нарушения со стороны местных властей закона о конкуренции. Такой проблемой нам приходилось заниматься в Североуральске. Местная администрация заключила договор на обслуживание городской коммуналки вне конкурса с одной из екатеринбургских фирм. Этот договор по настоянию УФАС был расторгнут. В настоящее время на рынке управления жилыми домами в Североуральске работают несколько новообразованных управляющих компаний.
Должна сказать, что наша служба сейчас активно занимается мониторингом ситуации в региональном ЖКХ, но о каких-то достоверных результатах можно будет говорить лишь по истечении года.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- За I квартал 2007 года в УФАС РФ по Свердловской области поступило на рассм ...
- Совет Федерации одобрил закон «О размещении заказов на поставку товаров для ...
- Президент Екатеринбургской ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок: Отноше ...
- Количество обращений в Управление ФАС РФ по Свердловской области по факту н ...
- УФАС по Свердловской области: 1 января 2006 года вступил в силу закон «О ра ...